"Гироскопия и навигация" №4

СОДЕРЖАНИЕ

Материалы XXIII конференции памяти Н.Н.Острякова

Пленарные доклады

В.Н.Бранец, В.Н.Платонов 

Система управления движением и навигации Российского сегмента МКС

13

Представлены данные о проектной концепции построения системы управления движением и навигации Международной космической станции, состоящей из двух систем: российской и американской. При проектировании систем управления широко были использованы опыт построения российских (станция "Мир") и американский (Spacelab) проектов; однако существенно новым оказалось построение интегрированной системы, содержащей две системы, работающие синхронно и параллельно. Такой подход позволил получить новое качество в надежности и отказоустойчивости системы управления. Дано описание структуры интегрированной системы режимов управления; приведены некоторые технические данные по аппаратуре систем управления Российского сегмента МКС.

В.П.Арефьев, В.И.Исаев, А.В.Сорокин, И.Ф.Шилов И.Н.Фридляндер, А.А.Колпачев, О.А.Сетюков, В.Г.Гопиенко, В.П.Черепанов 

Применение порошковых высококремниевых сплавов на алюминиевой основе в гироприборах ракетно-космической техники

21

Представлены результаты работ, проведенных кооперацией предприятий, включающей ФГУП "НИИ командных приборов", ФГУП "Всероссийский институт авиационных материалов", ОАО "Всероссийский алюминиево-магниевый институт", ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод", ОАО "Волгоградский алюминий", и др., по созданию порошковых высококремниевых сплавов на алюминиевой основе со свойствами, близкими свойствам бериллия. Разработанные материалы обладают уникальными физико-механическими свойствами, требующимися для создания современных прецизионных гироскопических приборов: малой плотностью; высокой прочностью и высоким условным пределом релаксации; коэффициентом линейного расширения, обеспечивающим сопряжение со сталями; хорошей обрабатываемостью, обеспечивающей высокую чистоту поверхности деталей гироприборов. Приведены результаты разработки гироскопических приборов ракетно-космической техники, выполненной с применением этих материалов.

З.М.Берман, В.М.Канушин, Ю.В.Миронов, В.П.Мохов, Б.Л.Шарыгин 

Система инерциальной навигации и стабилизации "Ладога-М": результаты разработки и испытаний

29

Рассматриваются результаты разработки и испытаний системы инерциальной навигации и стабилизации "Ладога-М". Приведены ее основные технические характеристики и состав. Произведено сравнение с зарубежными аналогами. Дано краткое описание СИНС, и отмечены ее основные особенности. Приводятся данные государственных испытаний. Показана перспектива использования СИНС на кораблях различных проектов.

Рефераты 
Секция "Чувствительные элементы систем навигации и управления" 

С.Г.Кучерков, Л.П.Несенюк, Ю.В.Шадрин, А.И.Панферов, В.К.Пономарев, Л.А.Северов

Информационные характеристики микромеханического вибрационного гироскопа*

39

В.К.Пономарев, А.И.Панферов, Л.А.Северов

Фазовая автоподстройка частоты опорного генератора микромеханического гироскопа

--

С.П.Тимошенков, В.Г.Рубчиц А.С.Неаполитанский, В.П.Доронин

Результаты экспериментального определения частот собственных колебаний и добротностей колебательной системы микромеханических гироскопов**

40

В.П.Доронин, И.К.Хакимов, С.А.Харламов Б.В.Хромов, А.С.Неаполитанский

"Связь" и "связанность" (по Л.И. Мандельштаму) колебаний рамок микромеханического гироскопа

--

В.П.Доронин, Б.В.Хромов, А.С.Неаполитанский

Математическая модель демпфирования колебаний микромеханического вибрационного гироскопа карданного типа в газовой среде

41

Д.П.Лукьянов, И.Ю.Ладычук, А.Я.Майзелис, Ю.В.Филатов, М.М.Шевелько

Микроакселерометры и микрогироскопы на ПАВ*

--

М.И.Евстифеев, А.А.Унтилов

Влияние технологических погрешностей на упругие характеристики подвеса микромеханического гироскопа

--

С.П.Тимошенков, В.С.Пантуев, В.Г.Рубчиц, В.Ф.Шилов

Технологический контроль электромеханических параметров чувствительного элемента микромеханического гироскопа

42

И.В.Попова, А.М.Лестев, А.А.Семенов, К.А.Злотников, А.П.Карелин

Оценка надежности микромеханических инерциальных датчиков

43

Е.А. Измайлов

Влияние сопротивления пленки на закономерность силового воздействия системы управляющих электродов волнового твердотельного гироскопа

43

Н.В.Каленова

Влияние угловой вибрации на работу волнового твердотельного гироскопа

44

Н.Г.Марченко, С.А.Комаров

Теоретическое и численное исследование эффективности кругового демпфера нутационных колебаний свободного гироскопа

--

Е.А.Егоров, Б.Е.Ландау, С.Л.Левин, С.Г.Романенко, И.Б.Челпанов

Идентификация коэффициентов модели ухода бескарданного электростатического гироскопа

45

С.С.Гуревич, В.И.Завгородний, В.М.Кузин, Б.Е.Ландау, С.Л.Левин, С.Г.Романенко

Экспериментальная оценка характеристик ЭСГ для космических систем в условиях наземных испытаний*

--

С.М.Дюгуров, Б.Е.Ландау, С.Г.Романенко

Модель шума системы съема электростатического гироскопа по результатам испытаний*

--

Ю.А.Голландцев, Н.С.Иванова

Особенности проектирования многофункционального электромеханического устройства бескарданного электростатического гироскопа

46

А.А.Галактионов

Способы повышения точности косвенной термостабилизации гироскопа, установленного в карданов подвес*

--

Е.А.Измайлов

  Анализ возмущений пространственного магниторезонансного подвеса

47

О.Л.Мумин, В.В.Сумароков, Б.В.Дудницын, А.И.Топчий

Магнитный сферический трехкомпонентный акселерометр с цифровым выходом**

--

С.А.Зотов, В.Я.Распопов

Динамика чувствительного элемента акселерометра с монокристаллическим маятником

48

В.М.Соловьев

Повышение виброустойчивости прецизионных акселерометров с малыми рабочими зазорами

--

В.Н.Курятов

Универсальный блок чувствительных элементов на основе лазерных гироскопов КМ-4

49

В.Э.Джашитов, В.М.Панкратов В.Е.Прилуцкий, Ю.К.Пылаев, А.Г.Губанов

Математическое моделирование трехмерных, неоднородных, нестационарных температурных полей прецизионных волоконно-оптических гироскопов

50

Секция "Гироскопические системы" 

В.Д.Дишель

Повышение точности предстартовой выставки инерциальных средств ракеты-носителя воздушного базирования на основе ГЛОНАСС/GPS сигналов и специальных маневров самолета**

51

В.А.Анисимов, Ю.К.Жбанов, Б.С.Зильберман, Г.В.Попов

Быстрое компасирование на неподвижном основании*

--

Ю.Г.Антонов, Н.А.Куроедов, Б.К.Сучков

Ограничение кинетического момента при работе гиросиловой системы ориентации космического аппарата "Ресурс-ДК"

52

В.И.Родионов, М.П.Филонов

Двухосные гироскопические системы стабилизации и управления

--

В.И.Горин, В.Я.Распопов

Гироприбор для измерения двухкомпонентной качки моделей судов в опытовых бассейнах

53

В.З.Гусинский, В.М.Лесючевский, Т.В.Падерина, Д.О.Тарановский

Метод повышения эффективности коррекции ИНС на свободных гироскопах по данным ковариационного канала фильтра Калмана

--

А.Ф.Дюмин, В.В.Корабельщиков, С.Н.Платонов, Д.М.Суринский

Повышение точности астрокоррекции бесплатформенной инерциальной системы ориентации на электростатических гироскопах**

54

Е.И.Сомов

Динамика прецизионного гиросилового управления космическими аппаратами землеобзора

--

Е.И.Сомов

Управление силовыми гирокомплексами систем ориентации космических аппаратов

55

Б.В.Грязев, Д.М.Малютин, В.В.Савельев, В.А.Смирнов

Исследование динамики двухосной системы стабилизации и наведения при учете влияния технологических погрешностей и способ повышения точности*

56

М.Б.Богданов, В.В.Савельев

Влияние неидентичности датчиков угловой скорости на точность бесплатформенной системы ориентации

56

А.Ф.Дюмин, С.Н.Егоров

Наблюдаемость постоянных уходов гироскопа орбитального гирокомпаса*

57

Н.И.Лихолит, Г.И.Мищенко, О.И.Нестеренко, А.С.Ридила, А.В.Шолохов

Высокоточный двухплоскостной гиростабилизатор линии визирования

--

Секция "Обработка навигационной информации и управление движением" 
Навигационные системы и тренажеры

Ю.В.Иванов, Р.В.Алалуев

Устройство измерения вертикальных перемещений судна с самонастройкой параметров

58

А.П.Колеватов

Объектно-ориентированный подход к разработке навигационных систем

59

И.И.Недзельский

Принципы планирования профобучения операторов технических систем с применением тренажеров

--

Ю.П.Белоус, И.И.Недзельский, П.Г.Химич

Электронный тренажер "Класс навигационной прокладки" для профессиональной подготовки судоводителей

60

Идентификация и диагностика

А.В.Чернодаров, С.М.Гладкин

Диагностирование и идентификация навигационных систем по полетным данным при нечетких моделях состояния

61

В.А.Погорелов, С.А.Гусарин

Решение проблемы одновременной идентификации и управления гиростабилизированной платформой с параметрически неопределенной моделью дрейфа

--

С.П.Дмитриев, Н.В.Колесов, А.В.Осипов

Контроль и диагностика информационных отказов в навигационных системах методами многоальтернативной фильтрации*

--

А.Е.Пелевин

Идентификация параметров модели судна в пространстве состояний на основе использования информации инерциально-спутниковой системы

62

В.И.Зарудный, М.Б.Розенгауз

Влияние неполноты и недостоверности систем контроля на надежность нерезервированной технической системы

--

В.С.Скобло

Ранняя классификация обнаруженных объектов оптико-электронным комплексом

63

Обработка навигационной информации 

Ю.С.Александров

Об интегрировании системы дифференциальных уравнений для кватернионов

--

А.М.Рогачевский

Оценка существующих методов отработки и проверки комплексов бортового оборудования гражданских самолетов

64

О.А.Степанов, Д.А.Кошаев

Опыт разработки и применения универсальных программ моделирования и фильтрации погрешностей навигационных систем с использованием пакетов прикладных программ*

65

Н.В.Колесов, Р.В.Молчанов

66

В.В.Серегин, В.И.Ющенко

Использование частотных измерений для реализации Cohen-метода в мультиантенной аппаратуре потребителя GPS

--

Управление движением

А.В.Небылов

Экстремальные тестовые воздействия для систем управления движением*

67

С.Н.Васильев, Э.И.Дружинин Н.Н.Максимкин, В.А.Шелехов, Р.Ю.Шлаустас, Н.А.Куроедов, С.Н.Платонов, Б.К.Сучков

Построение программных управлений режимами переориентации и сканирования для космических аппаратов наблюдения с позиции управляемости системы

68

С.Н.Васильев

Теория динаморфизмов для управляемых систем*

69

В.Н.Пилишкин, А.М.Осиков

Алгоритм управления движением летательных аппаратов путем формирования разрешимых соотношений в реальном времени

69

Секция "Электроника и вычислительная техника бортовых систем"

В.Д.Аксененко, А.А.Белаш, С.С.Гуревич, Б.Е.Ландау

Информационно-вычислительный комплекс для автономных бесплатформенных систем навигации и ориентации на электростатических гироскопах*

71

П.П.Парамонов

К вопросу оценки объема информации, вводимой в бортовую цифровую вычислительную машину

--

В.М.Антимиров

Вопросы распределения ресурсов в управляющей вычислительной системе

72

Н.А.Лукин

Проблемы архитектурного синтеза функционально-ориентированных процессоров математических функций как вычислительных модулей перспективных БЦВК*

73

Ю.М.Матросов, М.В.Толмачева

Анализ особенностей операционных систем реального времени

74

В.П.Бутурлакин, Д.А.Дунаев, А.П.Колеватов, С.Г.Николаев, И.В.Федоров

Применение единой Базовой операционной системы для реализации алгоритмов различных навигационных систем на базе унифицированного бортового вычислителя

--

Г.А.Парр

Организация вычислительного процесса в бескарданной инерциальной системе с использованием фильтра Калмана и многозадачного ядра реального времени RTKernel

--

С.А.Лукин, Н.Б.Лещёв

Распределенная аппаратно-программная среда как средство разработки и реализации систем управления

75

В.Э.Джашитов, В.М.Панкратов, Ю.К.Пылаев, А.Г.Губанов

Математическое моделирование трехмерных, неоднородных, нестационарных температурных полей объектов микропроцессорной техники - электронных плат и многофункциональных программируемых контроллеров*

76

В.З.Кокотов

Концепция применения рамочных конструкций для БЦВС с большой рассеиваемой мощностью*

77

В.З.Кокотов

Особенности автоматизированного проектирования рельефного монтажа*

78

А.В.Лекомцев

Особенности применения программируемых логических интегральных микросхем в составе аналого-цифровых и цифроаналоговых преобразователей для инерциальных навигационных комплексов

79

С.Г.Шестаков

Применение системы проектирования MAX+PLUS II для разработки БИС БМК

--

А.В.Вавилов, А.В.Соколов

Особенности и перспективы применения приборов с зарядовой связью линейного типа (ПЗС-линеек)

80

В.Ф.Савик, Д.О.Кучмезов,
В.С.Скобло

Перспективы применения матриц GaAs/AlGaAs с квантовыми ямами и микроболометрических матриц в тепловизионных каналах оптико-электронных комплексов морского базирования*

--

Секция "Метрология в навигации и управлении движением: 
методы и средства обеспечения единства измерений"

А.Е.Синельников, В.Н.Кудрявцев, В.М.Плютинский Ю.В.Филатов, Д.П.Лукьянов, П.А.Павлов

Новые эталонные установки для воспроизведения линейных ускорений в диапазоне до 1 g и переменных плоских углов

81

М.Д.Кудрявцев

Принципы создания локального эталона и формирования поверочной схемы предприятия в области измерений плоского угла

--

М.Д.Кудрявцев

Классификация и принципы калибровки дискретных круговых шкал

82

В.А.Грановский, О.Б.Басун, В.Н.Островский, Т.Н.Сирая,А.П.Сухарев

Метрологическое сопровождение разработки: постановка проблемы,
пути решения**

83

А.С.Катков, И.В.Короткова

Система обеспечения единства измерений постоянного электрического напряжения и ЭДС

84

Б.Я.Литвинов

Система обеспечения единства измерений электрического сопротивления на постоянном токе, включая возможности поверочно-калибровочных работ

85

Б.С.Коновалов, С.Ф.Коновалов, А.В.Кулешов, Н.А.Носов, Д.В.Майоров, В.П.Подчезерцев, А.В.Полынков, А.Г.Сидоров, В.В.Фатеев

Стенды для статических и динамических испытаний вибрационных гироскопов*

--

Я.Н.Берштам, Д.А.Серпинский, Е.Д.Шевцова

Опыт создания испытательного стенда моделирования морской качки на основе цифровых следящих приводов с компьютерным управлением*

86

Я.В.Беляев, Н.В.Моисеев, Д.А.Уткин

Стенд микроперемещений для исследования узлов ММГ

87

А.И.Скалон, М.А.Шугаев

Метрологические модели микромеханических датчиков первичной информации для систем навигации и управления движением

88

А.И.Скалон, Л.А.Чертков

Разработка метрологической модели и методики обработки результатов измерений волоконно-оптических гироскопов и акселерометров

89

С.Г.Кучерков, Д.И.Лычёв,
А.И.Скалон, Л.А.Чертков

Использование вариаций Аллана при исследовании характеристик микромеханического гироскопа на поворотном стенде**

--

Б.И.Голубчин, Ю.А.Литманович, А.В.Соловьев

О выборе цены младшего разряда цифрового кода при квантовании выходной информации датчика (измерителя) по уровню

90

В.А.Грановский, Т.Н.Сирая

Оценивание характеристик качества измерений: системный подход

91

Т.Н.Сирая

Методы функциональных пространств с воспроизводящими ядрами в задачах обработки измерительной информации*

--

С.Ю.Ревука, Ю.В.Хамитова

Выбор виртуальных средств измерений для контроля блока преобразования сигналов обратной связи безредукторной следящей системы**

92

Секция "Элементы и системы автоматики и электропитания навигационных комплексов"

М.Н.Бурнашев, Д.П.Лукьянов, А.В.Миронов, Ю.В.Филатов В.Д.Аксененко, И.Е.Гутнер, О.К.Епифанов

Исследование точностных характеристик цифрового преобразователя угла для системы управления гребным электродвигателем*

93

В.Д.Аксененко, О.К.Епифанов

Повышение точности цифровых преобразователей угловых перемещений

--

В.Н.Нарвер, В.Д.Приходько, В.И.Стотыка

Результаты исследований оптоэлектронного датчика угла для чувствительного элемента градиентометра**

94

О.Л.Мумин, В.Н.Нарвер, В.Д.Приходько, В.И.Стотыка

Оценка возможности создания датчика углового положения ротора гироскопа с использованием микронеоднородностей его поверхности

95

И.Е.Гутнер, Л.Д.Журавлев,
М.С.Чежин

Исследование влияния остаточного момента и пульсаций момента бесколлекторного двигателя на точность работы следящей системы гиростабилизатора

--

И.Е.Гутнер, И.В.Сергачев В.О.Никифоров

Система активной виброзащиты: разработка, синтез алгоритмов управления и результаты экспериментальных исследований*

96

А.Г.Микеров, Д.В.Самохвалов

Улучшение характеристик вентильного двигателя введением цифровой коррекции**

--

И.Е.Гутнер, В.П.Угаров,
Ю.В.Цветков, М.Ю.Чесноков

Современные принципы построения систем и приборов бесперебойного питания навигационных комплексов

97

Н.И.Цыганок, С.С.Глебов, А.И. Жуликов, В.К. Зольников

К вопросу состояния разработок и перспектив создания элементной базы силовой электроники на ОАО "ВЗПП"

--

О.К.Епифанов, А.Б.Оськин

Современный ряд высокомоментных двигателей для безредукторных следящих систем: результаты разработки и производства**

99

В.А.Афанасьев, Ю.А.Голландцев, И.Е.Гутнер, А.А.Калягин

Опыт разработки вентильных индукторно-реактивных двигателей для позиционных следящих систем

99

О.К.Епифанов, А.Б.Оськин, И.А.Салова

Расчетные исследования и экспериментальное определение теплового состояния моментных двигателей постоянного тока в пусковом режиме

100

Доклады IХ Санкт-Петербургской международной конференции 
по интегрированным навигационным системам

Ф.Наполитано, Т.Геф, Й.Коттро, Т.Лоре

Первая прецизионная инерциальная навигационная система на основе волоконно-оптических гироскопов

101

За последние 20 лет наблюдается значительный прогресс в разработке и создании волоконно-оптических гироскопов (ВОГ). Благодаря оптическому принципу измерения угловой скорости ВОГ присущи быстрый запуск, устойчивость к ударам и вибрациям, малая масса, компактность и большой срок службы. Эти характеристики делают их особенно удобными для бесплатформенных систем ориентации, и сейчас они широко используются во всем мире в системах гирокомпасирования. Прогресс в характеристиках ВОГ навигационного класса позволил создать следующее поколение датчиков вращения, предназначенных для инерциальных навигационных систем (ИНС) высокой точности. В 2000 г. фирма Ixsea изготовила первую ИНС на основе ВОГ. Разработанная с учетом высоких требований к позиционированию при использовании на надводных судах и подводных аппаратах (дрейф менее 5 м/ч при использовании внешних данных только от лага) ИНС названная PHINS сейчас предлагается в 4 вариантах: для надводных судов, подводных аппаратов, наземного и воздушного транспорта. PHINS может использоваться либо автономно, либо с коррекцией от внешних навигационных измерителей с применением фильтра Калмана, в целях достижения максимальной точности. Рассматривается структура навигационного алгоритма PHINS, особое внимание уделяется контролю качества и интеграции c акустическими датчиками, которые используют для подводного позиционирования. Характеристики точности системы оцениваются по результатам испытаний.

С.П.Крюков, Г.И.Чесноков, В.А.Троицкий

Опыт разработки и сертификации бесплатформенной инерциальной навигационной системы для гражданской авиации и создания на ее основе модификаций для управления движением морских, наземных и аэрокосмических объектов и задач геодезии и гравиметрии

115

Представлены результаты разработки и опыт сертификации первой российской автономной инерциальной бесплатформенной системы (БИНС-85) для гражданских магистральных и среднемагистральных самолетов ИЛ-96-300, ТУ-204, ТУ-334 и их модификаций. Система БИНС-85 полностью отвечает российским и международным требованиям, предъявляемым к оборудованию подобного типа по точности, времени готовности, надежности, составу выдаваемой информации, условиям эксплуатации, массогабаритным характеристикам и энергопотреблению.
Создание системы БИНС-85 потребовало решения комплекса научных и технологических проблем, связанных как с разработкой и серийным освоением собственных лазерных гироскопов и кварцевых акселерометров, так и по системе в целом. К последним, в первую очередь, необходимо отнести разработку и внедрение комплекса средств для автоматизированной отладки и юстировки системы с эквивалентной точностью 3ё4 угл.с и средств реализации автоматизированной методики алгоритмической компенсации температурных погрешностей гироскопов и акселерометров и взаимного положения осей чувствительности во всем заданном температурном диапазоне. С 2002 года начат серийный выпуск БИНС-85.
На базе системы БИНС-85 разработан ряд модификаций различного назначения для воздушных и морских судов, наземных транспортных средств и др. как автономных, так и интегрированных с СНС и другими средствами. Эти системы находятся на различных стадиях разработки от предсерийного этапа до технических предложений.

Международная общественная организация 
"Академия навигации и управления движением" 
Официальная информация

И.В.Прангишвили

Создание системы верхнего блочного уровня АСУ ТП АЭС

125

АСУ ТП, применяемые на атомных электростанциях, состоят из двух уровней: нижнего и верхнего. Нижний уровень - это уровень датчиков, контроллеров и исполнительных приборов, а верхний уровень - это уровень рабочих станций, серверов и сетевого оборудования, с которыми работает оператор АСУ ТП АЭС. СВБУ АСУ ТП АЭС, создаваемая Институтом проблем управления (ИПУ) РАН, является системой автоматического сбора, хранения, представления информации о текущем состоянии технологического объекта и автоматизированного дистанционного формирования команд управления механизмами и алгоритмами АСУ ТП АЭС.
СВБУ - это первая оригинальная отечественная интегрированная система верхнего уровня для АЭС с реакторами типа ВВЭР-1000.
Применение методов искусственного интеллекта повышает надежность работы операторов по контролю состояния оборудования и диагностике технических процессов. Применение в системе "оператор" системы автоматизируемого проектирования на всех уровнях разработки прикладных программ обеспечивает минимальный срок разработки готовых систем и высокую надежность программ.
Встроенная экспертная система поддержки оператора и система режимной диагностики позволили разработать интегрированную систему со встроенными функциями интеллектуальной поддержки оператора.
Важной функцией, отличающей СВБУ от других известных отечественных систем верхнего уровня АСУ ТП АЭС, является дистанционное управление различным оборудованием энергоблока с экрана дисплея рабочей станции с помощью курсора в место управления через ключи на панелях, что удешевляет технические средства и увеличивает скорость ввода управляющих воздействий. В СВБУ дистанционный режим управления осуществляется посредством вызова на экран дисплея мнемосхем группового или индивидуального управления, указания с помощью устройства "мышь" требуемого объекта и включения или выключения регуляторов защиты и блокировки, резервного оборудования и т.п. Применение компьютерной мультипликации для отображения технологической информации, технологических инструкций повышает наглядность представления информации, удобство работы оператора и пр.
Для исключения ошибок в созданных программах проведена и внутренняя и внешняя верификация "правильно сделано" и валидация "правильно выполняет свои функции". Важным элементом СВБУ является эффективный человеко-машинный интерфейс. Конфигуратор, имеющийся в системе, обеспечивает настройку рабочего программного обеспечения СВБУ. Он является системой автоматического проектирования, с помощью которой рабочее программное обеспечение настраивается на особенности АСУ ТП. В результате реконфигурации технических средств СВБУ комплекс программ обеспечивает свойство сохранять работоспособность при отказе любого компонента оборудования.
Прикладное программное обеспечение СВБУ создано на основе разработки системы "оператор", адаптированной под создание СВБУ, а системное программное обеспечение адаптируется на технические средства СВБУ. Функцию ведения архивов в СВБУ выполняют серверы, которые формируют архив тех данных, которые в него поступают в процессе работы, на жестком диске. Доступ к данным архивов с любой рабочей станции осуществляется по технологии, принятой в сетях Интернет.
Разработанная СВБУ предназначена для зарубежных атомных станций (Иран, Индия) и отечественных АЭС.

Г.В. Анцев, В.А. Сарычев, В.А.Тупиков, Л.С.Турнецкий 

Системы управления летающими роботами

131

Рассматривается научно-техническая деятельность ОАО "НПП "Радар ММС"", направленная на создание систем транспорта, реализующих принципы интеллектуального управления. Дается краткая характеристика предприятия. Оцениваются возможности разработанных и производимых предприятием изделий АРГС-35, РЛС "Айсберг - Разрез", БРЛС для вертолета КА-137, РЛС посадки "Видимость", РЛС "Заря". Обсуждаются пути интеллектуализации управления летающими роботами: экспертные системы, работающие в реальном времени, интеллектуальные системы, а также системы экспертного управления.

XIV Общее собрании Академии навигации и управления движением

143

Информация

А.В.Небылов

15-й Всемирный Конгресс IFAC

145

О.А.Степанов

О четвертой азиатской конференции по управлению

147

Российские и международные конференции, симпозиумы и выставки

150

Новые книги

И.И.Недзельский "Морские навигационные тренажеры: проблемы выбора" 

153

П.Г.Химич Рецензия на книгу И.И.Недзельского "Морские навигационные тренажеры: проблемы выбора" 

154

Рефераты публикуемых статей

156

Перечень материалов, опубликованных в журнале "Гироскопия и навигация" в 2002 г 

160


Одной и двумя звездочками помечены рефераты тех докладов, которые по решению Программного комитета конференции и редакционной коллегии журнала будут опубликованы соответственно в виде статей и кратких сообщений как наиболее значимые и интересные. (Прим. ред.). 
 
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2001 г. журнал "Гироскопия и навигация" включен в "Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук". (Бюллетень ВАК Минобразования РФ, 2002, № 1)

В начало страницы
В начало
страницы