Корабельный вектор развития
25.09.2019

Корабельный вектор развития

Газета «Красная звезда», 11.09.2019. Новые технологии приходят на службу российскому флоту.

Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко в целях контроля за выполнением государственного оборонного заказа совершает плановую инспекционную поездку по ряду предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющих контракты в интересах Военно–морского флота.

20-11-09-19n-300x256.jpg

Кузница атомного кораблестроения
Свою рабочую поездку замминистра обороны Алексей Криворучко начал с посещения ОАО «ПО «Севмаш» в Северодвинске. Он проверил организацию и ход выполнения предприятием государственных контрактов, ознакомился с ходом работ на строящихся атомных подводных лодках и проходящем модернизацию крейсере «Адмирал Нахимов».


Затем замглавы оборонного ведомства провёл совещание, на котором присутствовали представители военного ведомства, Севмаша, проектных организаций, предприятий-контрагентов. В ходе проведения мероприятия обсуждались вопросы реализации гособоронзаказа, а также перспективные планы о дальнейшей деятельности Севмаша в интересах Минобороны.
В соответствии с параметрами Государственной программы вооружений ОАО «ПО «Севмаш» осуществляет серийное строительство перспективных атомных подводных лодок проектов «Борей-А» и «Ясень-М».
Как сообщил генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко, в соответствии с контрактом Военно-морской флот в этом году получит одну атомную подводную лодку, в 2020 году – сразу четыре.
Замминистра обороны Алексей Криворучко пояснил, что в 2020 году Севмаш должен передать флоту атомную подлодку спецназначения «Белгород», РПКСН проекта 955А «Князь Олег», две многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Казань» и «Новосибирск».
– Количество передаваемых флоту атомных подводных лодок будет увеличено, решение об этом принято, – заявил Алексей Криворучко. – В рамках форума «Армия-2019» мы подписали контракт на дополнительную поставку флоту двух «Ясеней-М» и в ближайшее время, о чём уже принято решение, подпишем контракт ещё на два «Борея-А».
Ранее адмирал Владимир Королёв отметил, что «Ясень» универсален как носитель ракетного и торпедного оружия. За счёт ракетного оснащения, скрытности и скорости хода впервые в истории ВМФ эта многоцелевая лодка может осуществлять не только противокорабельное действие, но и стратегическое неядерное сдерживание.
По плану Государственной программы вооружения до 2024 года запланирована передача флоту десяти атомных подводных крейсеров проектов 955А и 885М.
Гендиректор предприятия рассказал, что в соответствии с действующим планом атомная подводная лодка «Белгород» выйдет в море на испытания в июне 2020 года, в сентябре будет сдана флоту.
– Испытания корабля уже начались, сейчас идут достройка и швартовные испытания подлодки. Также разработан утверждённый Министерством обороны график работ, эти работы идут в строгом соответствии с графиком по всем этапам, – сказал он.
Глава Севмаша уточнил, что «выход «Белгорода» в море запланирован на 15 июня 2020 года. Подписание приёмного акта состоится в сентябре того же года в соответствии с контрактом».
Другой знаковый проект, реализуемый предприятием в интересах Минобороны, – ремонт и глубокая модернизация тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».
– Это будет самый мощный корабль Военно-морского флота, – заявил Алексей Криворучко. – Мы проверили ход работ, готовность корабля сейчас на уровне 50 процентов.
Замглавы военного ведомства отметил, что Министерство обороны обеспечивает строгое финансирование программы. «в этом году работы профинансированы на 29,5 млрд. рублей».
– Как мы и договорились с предприятием «Севмаш», получение корабля ожидаем в конце 2022 года. Эти сроки не вызывают сомнения, – подчеркнул замминистра обороны.
По оценке зарубежных и отечественных экспертов, корабль де-факто представляет собой своего рода экспериментальную площадку по «обкатке» инновационных технических решений, которые будут в дальнейшем использованы при создании кораблей, скажем так, тяжёлого класса. В частности, будут апробированы решения по информационно-управляющей системе, вооружению, системам связи, жизнеобеспечения и корабельной энергетике.
Отвечая на вопрос, каким вооружением будет оснащён «Адмирал Нахимов», Алексей Криворучко сказал: «Безусловно это будет самый современный крейсер, вооружённый высокоточным оружием большой дальности. Защита корабля будет обеспечиваться комплексами ПВО «Форт-М» и «Панцирь-М», мощным противолодочным вооружением «Пакет-НК» и «Ответ».
В рамках принятой Государственной программы вооружений отечественный подводный флот будет по-прежнему развиваться. У завода очень большие обязательства перед Минобороны. По тематике подводных крейсеров предприятию хватит работы до 2027 года. Главное, чтобы корабелы сдавали законтрактованную продукцию в срок и нужного качества.

19-11-09-19n-300x225.jpg

Служить России и Севмашу
Часть рабочего визита замминистра обороны на Севмаше проходила в закрытом режиме. «Освободившееся» время журналисты использовали для знакомства с предприятием. В ходе этой ознакомительной экскурсии довелось услышать немало лестных отзывов в адрес военнослужащих производственной роты. Матросы этого подразделения вначале проходят курс молодого бойца, принимают военную присягу и приступают к выполнению воинских обязанностей в рядах Вооружённых Сил в 907-м объединённом учебном центре Северодвинска, а служебные обязанности – на производственном объединении.
В настоящее время на Севмаше функционирует самая большая производственная рота. В составе подразделения – 138 человек. Предприятие стало первым в Объединённой судостроительной корпорации и отрасли в целом, где функционирует такая структура. Таких организаций, где призывники проходят срочную службу в составе спецподразделений, в России всего пять.
Не так давно в подразделение прибыли 70 человек. Это уже третий призыв производственной роты, который приступил к работе в цехах предприятия.
Среди новобранцев – монтажники, сборщики, сварщики. В основном это бывшие студенты техникума судостроения и машиностроения. Раньше они на заводе уже проходили производственную практику, а теперь будут служить на знакомых рабочих местах. Есть и ребята с высшим техническим образованием. На предприятии они также работают по специальности.
По словам представителей кадровой службы предприятия, спрос на службу в роте среди молодёжи значительно вырос. Молодые люди при посещении отдела кадров всё чаще интересуются спецификой роты и высказывают желание попасть в ряды подразделения. На предприятии рассчитывают, что после окончания службы матросы роты вернутся на завод.
Необходимо отметить, что моряки производственной роты задействованы и в проектировании кораблей для ВМФ. Одиннадцать моряков прикреплены к проектно-конструкторскому бюро завода. Эти военнослужащие приступили к выполнению служебных обязанностей на производстве с 1 марта текущего года. Их главным наставником стал ведущий инженер-конструктор, руководитель группы специального машиностроения Михаил Докучаев.

Питерский сегмент корабельного вооружения
Следующими точками рабочей поездки замминистра обороны стали несколько предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенные в Санкт-Петербурге.
Первое посещение в городе на Неве состоялось на АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», которое выполняет в интересах Минобороны ряд контрактов в рамках государственного оборонного заказа на разработку и серийное изготовление средств ведения вооружённой борьбы на море. Это перспективное торпедное и минное вооружение, а также робототехнические подводные средства различного назначения.
Во время визита замминистра побывал в заводских цехах и ознакомился с процессом производства и действующей на предприятии системой технического контроля выпускаемой продукции. Большой интерес у Алексея Криворучко вызвал новый участок исследований и водяных прогонов. Начальник участка Павел Хлопотин рассказал о некоторых особенностях проверки узлов двигателей торпед на специализированных стендах.
Система контроля продукции, выпускаемой по заказу Минобороны, многогранная и многоуровневая. Как пояснила представитель службы технического контроля Мария Резник, инструментальный контроль начинается с проверки соответствия техническим требованиям комплектующей детали и заканчивается целевой проверкой всего изделия перед передачей его заказчику.
Продукция, изготавливаемая предприятием, весьма востребована в военном ведомстве. «Гидроприбор» в текущем году приступил к опытно-серийному производству перспективного противолодочного комплекса «Ответ». Госиспытания этого комплекса планируется завершить в следующем году», – сообщил замглавы оборонного ведовства.
По его словам, комплексом «Ответ» будут вооружены новые и модернизируемые надводные корабли классов корвет, фрегат, крейсер, в том числе тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов».
– Комплекс предназначен для уничтожения подводных лодок потенциального противника, – пояснил Алексей Криворучко. – Боевая часть после отделения от ракеты падает в район вероятного нахождения подлодки и в автоматическом режиме находит и поражает её.

Следующая «точка» – АО «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», который осуществляет разработку перспективных видов гироскопической техники для надводных кораблей и подводных лодок ВМФ России.
Инновационные технологии – будущее предприятия. Необходимо отметить, что Минобороны ориентирует ОПК на выпуск современной высокотехнологичной продукции, которая отвечает мировым стандартам и требованиям военного ведомства с учётом получаемого практического боевого опыта.
Поэтому предприятиям оборонки не получится почивать на лаврах прошлых успехов. Большинство руководителей ОПК это понимают в полной мере. На АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» обновление станочного парка обусловлено прежде всего стремлением выпускать высококонкурентную продукцию.

21-11-09-19n-217x300.jpg

Благодаря этому производство располагает уникальными комплексами наукоёмких технологий. Среди них особое место занимает разработка микромеханических датчиков. Работы по этой тематике для АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» обусловлены необходимостью создания малогабаритных информационно-навигационных систем и систем автоматического управления для современной и перспективной продукции предприятия.
Специалистами концерна разработана и изготовлена номенклатура микромеханических датчиков угловой скорости и ускорения в унифицированном керамическом корпусе размером 20 мм х 12 мм х 3 мм с характеристиками на уровне зарубежных аналогов.
В ЦНИИ «Электроприбор» освоен весь маршрут разработки и изготовления микромеханических датчиков от выбора архитектуры и расчёта параметров до разработки файлов с послойной топологией для фотошаблонов.
На предприятии введен в эксплуатацию технологический цикл работ с кремниевыми пластинами и компонентами на этапе сборки конечного изделия. Все рабочие процессы автоматизированы и позволяют с высокой точностью и повторяемостью проводить в том числе прецизионную дисковую резку пластин диаметром до 200 мм с чувствительными элементами и интегральными микросхемами; автоматический оптический контроль компонентов на пластине до и после резки; герметизацию корпусов методами пайки и шовно-роликовой сварки; автоматический контроль электрических параметров компонентов на пластине до и после резки; автоматическую проволочную микросварку компонентов.
Измерительное оборудование, в том числе сканирующая электронная и инфракрасная микроскопия, используется для входного и межоперационного контроля изготавливаемых датчиков и компонентов, а также для исследовательских задач.
Другая не менее важная технология, освоенная на предприятии, – волоконно-оптические технологии. Они прежде всего используются для замены систем инерциальной навигации и стабилизации предыдущего поколения на кораблях Военно-морского флота и наземных подвижных объектах Вооружённых Сил. Специалистами института разработаны новые бесплатформенные инерциальные навигационные системы на волоконно-оптических гироскопах навигационного класса точности, отвечающие всем современным требованиям в части технических и эксплуатационных характеристик.
В обеспечение их серийного производства на предприятии создан и запущен в эксплуатацию центр волоконно-оптических технологий, оборудованы специальные «чистые» производственные помещения. Это позволило обеспечить выполнение полного цикла работ – от изготовления оптического волокна с необходимыми для использования в гироскопической технике параметрами до сборки волоконно-оптических гироскопов.
Этому производственному участку замминистра уделил особое внимание и в большей степени интересовался тем, как использование новых технологий отразится на улучшении тактико-технических характеристик продукции, выпускаемой для Минобороны.
Замглавы военного ведомства ознакомился со всеми этапами этой технологической цепочки. Она начинается с производственной линии по выпуску оптического волокна. На первом этапе изготавливается преформа, представляющая собой стержень из кварцевого стекла. Производство преформы — это сложный процесс с использованием редких химических соединений особой чистоты. Важной особенностью применяемой технологии считается замкнутый цикл, исключающий выбросы токсичных веществ в окружающую среду.
Вытяжка оптического волокна из преформ производится на специализированном оборудовании, смонтированном в так называемой башне высотой 12 метров.
Процесс квадрупольной намотки оптического волокна на катушку гироскопа производится на специально разработанном пятикоординатном намоточном станке.
Бесплатформенные инерциальные навигационные системы на волоконно-оптических гироскопах, разработанные и выпускаемые концерном, обладают важными эксплуатационными преимуществами перед аналогичными изделиями предыдущего поколения. К ним относятся: малое время готовности к выработке навигационных данных и динамических параметров стабилизации, простота использования, высокая надёжность и значительный эксплуатационный ресурс. Отсутствует необходимость в трудоёмком и дорогостоящем техническом обслуживании.
Запуск собственного производства оптического волокна позволил концерну начать разработки в области гидроакустических антенн.
В ходе рабочих визитов прошли совещания, на которых был рассмотрен ход работ по выполнению гособоронзаказа и состоялось обсуждение вопросов по перспективным темам сотрудничества.
– В числе важнейших разработок перспективных видов гироскопической техники, которые осуществляет «Электроприбор», – гироскоп на новых физических принципах и микромеханические гироскопы и акселерометры, – рассказал замминистра обороны по итогам посещения АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».
Алексей Криворучко уточнил, что «в течение ближайших двух-трёх лет массовое производство микромеханических гироскопов и акселерометров будет организовано на мощностях «Электроприбора».
Заместитель главы военного ведомства отметил, что основой большинства направлений деятельности концерна стал выпуск не имеющих аналогов в стране инерциальных навигационных систем всех классов. «Особое место в этом ряду занимают прецизионные системы, разработанные для обеспечения стратегического оружия морского базирования», – подчеркнул он.
Криворучко также сообщил, что «важнейшими новыми разработками предприятия считается перископный комплекс «Парус-98», ликвидировавший отставание российских подводных лодок от мирового уровня в части оптико-электронных систем наблюдения и целеуказания, а также гидроакустический комплекс нового поколения «Лира» для неатомных подводных лодок проекта «Лада».

Текст: Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»
   



Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы