Оборонные технологии помогают медицине
29.03.2019

Оборонные технологии помогают медицине

Вечерний Санкт-Петербург, 29.03.2019

Петербургские ученые разработали уникальный роботизированный комплекс
 

Наши клиники все чаще получают самое современное оборудование, которое изготовлено не в заморских краях, а в России, в частности — в Петербурге. Причем это оборудование — высококлассное, ничуть не уступающее импортным аналогам. Пример — АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», представивший стереотаксический роботизированный манипулятор и криогенный деструктор. Это оборудование найдет применение в нейрохирургии. Разработка заняла всего семь месяцев.

Основная продукция «Электроприбора» — военная. Здесь создается примерно 85 процентов от всех производимых в стране навигационных комплексов и систем для ВМФ. И вдруг — роботизированная нейрохирургия. Почему?

— Тема диверсификации предприятий ВПК была поднята на государственном уровне. Было названо несколько направлений сугубо гражданской сферы, в которых разработки оборонного комплекса были бы максимально полезны. Одно из направлений — медицина. Поэтому руководством концерна было принято решение возобновить работы по проектированию медтехники. Именно возобновить, потому что двадцать лет назад концерном было разработано и выпущено около двух десятков стереотаксических рамных манипуляторов для нейрохирургических вмешательств на головном мозге. Системы назывались «Ореол», и поныне они используются в ведущих клиниках страны, в том числе в Институте мозга человека имени Бехтеревой и во ВМедА. Так что было логичным совершенствовать именно это направление, — пояснил Виктор Бондаренко, руководитель ИТК «Медтехника» АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».

Суть стереотаксического метода (в применении к рамке): инструмент фиксируется в специальном устройстве, которое может перемещаться по рамке, закрепленной на голове пациента. При этом инструмент остается по-прежнему нацеленным на конкретную точку для вмешательства. С помощью стереотаксического метода выполняются малоинвазивные, максимально щадящие вмешательства через небольшое отверстие в кости. Области применения — самые разные, но прежде всего технология используется в схеме лечения новообразований, болезни Паркинсона. Стереотаксический роботизированный манипулятор, по сути, выполняет те же задачи, но возможностей у него гораздо больше, а точность выше.

В ИТК Медтехника    ИТК Медтехника

— Причем мы изначально проектировали стереотаксический манипулятор так, чтобы он мог крепиться фактически к любому хирургическому столу, то есть был применим в любой клинике. Но сразу отмечу: многие люди, далекие от медицины, почему-то думают, что роботизированные комплексы полностью заменяют работу хирурга. Это не так. Управляет комплексом, направляет движения инструмента хирург! Робот — помощник, ассистент хирурга. Вся информация о том, что происходит во время операции, выводится нейронавигационной станцией на экраны с 3D-изображением. То есть хирург видит полную картину и принимает решение, — уточняет Виктор Бондаренко. — При роботизированной операции вероятность человеческой ошибки сводится к минимуму. «Рука» робота не дрогнет.

— У стереотаксического роботизированного манипулятора три главных преимущества: сокращение времени на операцию, снижение вероятности ошибок, облегчение труда хирурга, — подтверждает доктор медицинских наук нейрохирург Андрей Холявин, заведующий лабораторией стереотаксических методов Института мозга человека.

Вторая разработка оборонного концерна работает в связке с роботизированным манипулятором. Это криогенный деструктор, с помощью которого можно заморозить патологические очаги (например, опухоли головного мозга). Криометод как таковой — не новинка, однако в нейрохирургии он применяется ограниченно, так как температура жидкого азота, который используется при этой методике, крайне низкая (минус 196 градусов) и из-за опасности осложнений для работы на головном мозге не используется.

Новый криогенный деструктор принципиально иной. Он охлаждает ткани до минус 82 градусов, причем «точка холода» появляется только на самом кончике криозонда. То есть нет опасности повреждения окружающих тканей.

— Кроме того, у прибора отличная управляемость. Хирург может очень точно прогнозировать размеры и параметры криовоздействия. Это ювелирная точность. В нейрохирургии это имеет принципиальное значение. К тому же криогенный деструктор дает возможность осуществлять пробное воздействие. Хирург может не заморозить, а немного охладить, «выключить» участок мозга. После оттаивания функции полностью восстановятся. Так что создание криогенного деструктора — это, без преувеличения, революция в медицинской технике, — считает Андрей Холявин.

Через год предполагается проведение клинических исследований нового оборудования. Они будут проходить на базе Института мозга человека и еще двух ведущих медицинских институтов. Затем — получение сертификатов и внедрение в профильные стационары. Сейчас ведутся переговоры с рядом медицинских вузов о возможностях оснащения учебных классов роботизированным манипулятором и криогенным деструктором от «Электроприбора». Чтобы на этой современной технике учились работать будущие хирурги.

Текст: Татьяна Тюменева

Фото: Наталья Чайка



Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы