Маркер-М на страже судовождения
07.07.2022

Маркер-М на страже судовождения

Важнейшим достижением компьютерных технологий для современного флота стало создание электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС).

Эти системы обеспечивают отображение карт и места судна, позволяют вести прокладку трассы движения и контролировать отклонения от заданного маршрута, вычислять безопасные курсы, предупреждать судоводителя об опасности и т.п. При наличии ЭКНИС штурман освобождается от выполнения рутинной работы по прокладке маршрута, что особенно важно для высокоскоростных судов. Совмещение электронной карты с радиолокационным изображением и результатами гидролокации позволяет контролировать перемещение судна относительно различных надводных и подводных объектов. Все это повышает безопасность судоходства, защищает жизни людей, обеспечивает сохранность грузов и способствует охране окружающей среды. Таким образом, ЭКНИС становится необходимым оборудованием на современных коммерческих судах и кораблях ВМФ.

История этого направления в ЦНИИ «Электроприбор» началась в далеком 1989 году. Под руководством Ю.П. Белоуса была создана первая версия ЭКНИС – «Маркер». Спустя годы администрация концерна приняла решение возобновить работы и создать современную систему для гражданского флота, которая будет отвечать современным международным требованиям. Так появилась ЭКНИС «Маркер-М».

Маркер-М

ЭКНИС «Маркер-М» предназначена для автоматизации деятельности штурмана при обеспечении навигационной безопасности плавания и решении других задач судовождения с отображением его результатов на электронных навигационных картах – приема, обработки и отображения информации от сопрягаемых систем и баз данных, а также для выдачи информации в различные системы на борту.

Действия группы разработчиков ЭКНИС «Маркер-М» позволили реализовать, а затем и пройти все уровни проверок, определенных для всех ЭКНИС международными и отечественными стандартами и требованиями Российского морского регистра судоходства. В марте этого года концерн получил свидетельство типового одобрения этого ведомства, что позволяет применять ЭКНИС «Маркер-М» на гражданских судах под флагом РФ. В ближайших планах внедрение англоязычного интерфейса системы, что расширит возможности применения нашей ЭКНИС «Маркер-М» на гражданских судах любых юрисдикций.

Создание гражданской версии ЭКНИС «Маркер-М» в АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» решает еще одну актуальную задачу – импортозамещения навигационного оборудования на гражданских судах. Надеюсь, данная разработка будет широко применяться и здесь.

 

А.Ю. Кокунов,

главный конструктор ЭКНИС «Маркер-М»


Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы