С праздником, подводники!
19.03.2022

С праздником, подводники!

19 марта в нашей стране отмечается День моряка-подводника. Многие электроприборовцы считают этот праздник своим, но есть и те, для кого он является поистине профессиональным. Среди таких людей – ветеран нашей организации, подводник, Герой России капитан 1 ранга Владимир Юрьевич Терехов.

В 2007 г. Владимир Юрьевич ушел на заслуженный отдых, но не теряет связи с нашим предприятием. Мы попросили В.Ю. Терехова рассказать читателям о своем пути в подводном флоте.

В этом году мы отметили 116-ую годовщину создания подводных сил и 65 лет с момента появления атомных подводных лодок. Буквально за полстолетия благодаря бурному развитию науки и техники произошел переход от первых «потаенных судов», позднее получивших название «подводные лодки», до современных атомных подводных крейсеров.

Это коренным образом изменило расклад сил на море. Если в годы Второй мировой войны главными видами кораблей были дредноуты и авианосцы, то теперь таковыми становятся подводные лодки. К 1970-м годам флот становится океанским и достигает паритета с флотом США. Мне повезло за 31 год службы принимать активное участие в становлении атомного подводного флота.

Решение о выборе профессии штурмана-подводника было принято мною по окончании средней школы №1 города Алапаевска Свердловской области вполне осознанно. Мой дядя по маминой линии окончил ВВМУ им. Фрунзе в 1941 г., был распределен на Черноморский флот. Его подводная лодка Щ-213 зимой 1943 г. не вернулась с боевого задания. Я поступил в Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова на штурманский факультет. Службу по распределению начал на Северном флоте командиром БЧ-1 дизельной подводной лодки С-11 проекта 633. В 1973 г. получил предложение о переводе командиром БЧ-1 на ракетную подводную лодку проекта 667Б. Не задумываясь, соглашаюсь. Мечта сбывается!

Переезд в Палдиски, где располагался учебный центр, год учебы – и снова на север, но теперь Гремиха. Осваивал навигационный комплекс «Тобол-Б» – самое современное и сложное навигационное оборудование в то время. Радиосекстан «Снегирь», входивший в состав комплекса, создавался «Электроприбором». Во время учебы для практического ознакомления с ним меня отправили на «Электроприбор», где головной образец проходил стендовые испытания. Прослушали лекцию и переехали на Ладогу, где проходили испытания. Тогда-то и познакомился воочию с этой сложной техникой. Этот головной образец и был установлен на К-457, на предыдущих лодках устанавливался радиосекстан «Сайга».

В 1978 г. неожиданно получаю предложение стать командиром новой, непонятно какой, подводной лодки. Мне всегда нравилось осваивать новую технику, да и предлагали сразу должность командира – все это определило мое согласие. Снова учеба, формирование экипажа. Так пришлось перейти с самых больших на тот момент подводных лодок на самую маленькую, но с атомной энергетикой.

Оборудование для нее пришлось создавать новое, компактное, поскольку необходимого просто не существовало. Слабой стороной этой миниатюрной подводной лодки была небольшая автономность плавания. Конструкторы смогли устранить этот недостаток. Нашей задачей было в ходе испытаний проверить правильность принятых конструкторами решений и освоить новую для ВМФ операцию стыковки и расстыковки подводных лодок в подводном положении. И мы это освоили. Совершили первый дальний поход в Атлантику в 1989 г. А вот награждение экипажа за успешное освоение новой глубоководной техники затянулось на годы в связи с распадом СССР. Только в июле 1993 г. указом президента РФ офицеры экипажа были награждены орденами, а меня, командира, представили к званию Героя РФ.

В конце 2000 г. я ушел в запас. На 55-м году жизни непросто определиться с дальнейшим занятием. Но я считаю, нужно заниматься тем, в чем ты компетентен, и выбирать интересную работу. Штурманское дело мне во все времена было по душе. Технику я хорошо знал и грамотно обслуживал. В последние годы службы я познакомился с главным конструктором НК «Зенит». Поэтому решил ему позвонить и предложить свои услуги. Так я попал в «Электроприбор» уже в качестве сотрудника. Занимался организацией технического обслуживания штурманского вооружения, разработкой программ и методик испытаний, организацией стендовых и ходовых испытаний. В некоторых принимал участие.

Вспоминается курьезный случай во время испытаний гироазимутгоризонткомпаса (ГАГК) в Балтийске. Для ходовых испытаний был выделен буксир. Рано утром вышли на внешний рейд, прилично штормило. Для испытаний это то что нужно. Стали ходить галсами, с циркуляциями. Программу выполнили. В обед вернулись к пирсу. Экипаж был отпущен по домам: была суббота. И тут сообщение ответственного сдатчика: документирования параметров не произошло. Испытания без документирования – бесполезная работа. Пришлось обратиться к командованию базой и с большим трудом уговорить повторить выход. Труднее было собрать экипаж буксира. К ужину таки снова вышли на внешний рейд, ветер ослаб, но штормило по-прежнему. Снова отработали программу. На этот раз убедились в полноценном документировании параметров. Уже глубокой ночью вернулись к пирсу. По результатам ходовых испытаний ГАГК был принят на вооружение.

С выходом на пенсию, будучи членом совета общественной организации «Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области», стал чаще принимать участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи. Преимущественно это встречи с курсантами училищ, кадетами, школьниками и студентами. Хотелось бы отметить крайне низкую информированность школьников и студентов о реальном состоянии науки и промышленности во времена СССР. Когда им рассказываешь о состоянии флота в 1970–80 годах, видишь удивленные глаза. В их представлении раз тогда даже гаджетов не было, значит, и все было плохо.

В заключение хотелось бы поздравить с Днем подводника коллектив ЦНИИ «Электроприбор» и пожелать успехов в разработке новых образцов навигационного вооружения для кораблей Российского флота, конкурентоспособного на мировом рынке.

В.Ю. Терехов, Герой РФ, капитан 1 ранга

 


Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы