История предприятия

1916
1926
1927
1929
1931
1933
1935
1936
1937
1939
1941
1943
1944
1945
1946
1948
1949
1950
1952
1953
1955
1956
1957
1959
1960
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1969
1972
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1980
1981
1983
1984
1985
1986
1988
1989
1991
1994
1998
2002
2005
2007
2009
2017
1916

Заложено здание Военно-топографического Отдела Главного Управления Генерального Штаба на пересечении Малой Посадской и Большой Вульфовой улиц в Санкт-Петербурге.

8 сентября 2016 года при реконструкции самого старого корпуса в помещении первого этажа «круглой башни» была обнаружена закладная табличка 1916 года, которая была помещена туда при постройке фундамента здания. Сто лет табличка находилась в стене.

Надпись на табличке гласит:

«Июля 8-го дня 1916 года от Рождества Христова, в царствование Его Императорского Величества Государя Императора Николая II, в бытность Военным Министром Генерала-от Инфантерии Д. С. Шуваева, Начальником Генерального Штаба, Генерала-от Инфантерии М. А. Беляева и Начальником Военно-топографического Отдела, Генерала-от Инфантерии И. И. Померанцева заложено сие здание Военно-топографического Отдела Главного Управления Генерального Штаба, при составе Войсковой Строительной Комиссии:
Председателя, Генерала-от Инфантерии И. И. Померанцева.
Членов Комиссии: Генерал-Майора Н.А. Медзвецкого, Генерал-Майора В. И. Подъяпольского, Капитана А. Н. Иванины, Колежского Ассесора А. П. Васильева, Делопроизводителя, Полковника Г.Т. Иванищева, Строителем Гражданским Инженером Н. И. Дроздовым. При представителе Государственного Контроля младшем ревизоре А. Г. Смирнове».

Помещенная в музей предприятия, она стала еще одним символом многолетней славной истории организации и бережного, уважительного отношения к традициям.
Решением Совета Труда и Обороны СССР недостроенное здание на Малой Посадской передано под обустройство завода электроизмерительных приборов.

19 ноября 1927 года завершено строительство и оснащение первого здания завода электроизмерительных приборов «Электроприбор» на Малой Посадской улице. За месяц до этого, в октябре 1927 года завод начал выпускать продукцию.


При заводе начала действовать научно-техническая библиотека, созданы собственные образовательные подразделения.

Первые поставки приборов управления стрельбой (ПУС) на береговые батареи ВМФ.

Разработаны первые приборы управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО), приборы наведения для прожекторных и звукоулавливающих установок обнаружения летящих самолётов.

Открываются профтехучилища для подготовки квалифицированных рабочих кадров, необходимых заводу. В здании Петровского училища (ныне Нахимовское) открылся заводской электротехникум.

Группа инженеров ВМЧ под руководством Н.Н.Острякова приступила к созданию первых в стране отечественных гироскопических приборов. Помощниками Н.Н. Острякова были молодые инженеры С.Ф. Фармаковский и В.И. Кузнецов. В качестве научных консультантов на предприятии работали академик А.Н. Крылов, профессора Б.И. Кудревич и С.А. Изенбек, инженер-полковник Г.В. Чехович.

На береговые батареи ВМФ начали поступать системы ПУС «Баррикада», с горизонтально-базовым дальномером (руководитель разработки — С.Ф. Фармаковский).

Открыта кафедра по профилю предприятия в Ленинградском институте точной механики и оптики (ныне - кафедра ИНС Университета ИТМО).

Разработаны первый отечественный гироскопический бомбовый прицел (руководитель разработки — инженер В.М. Грибов) и первый автопилот, вскоре переданные в производство на другие заводы.

Заработала учебная кафедра в Ленинградском электротехническом институте (ЛЭТИ).
Создан первый отечественный серийный гирокомпас «Курс» (руководитель разработки — Н.Н. Остряков).

Разработана первая отечественная серийная гировертикаль «Шар» на основе гироскопа с газовой опорой стального сферического ротора.

Начались поставки гирокомпасов и гировертикалей на военные корабли.

Переданы ВМФ ПУС корабельной артиллерии главного калибра линкоров «Марат», «Парижская Коммуна», «Октябрьская революция», крейсера «Красный Кавказ», миноносца «Калинин».

Великая Отечественная война.

Завод начал выпускать продукцию для фронта и обеспечивал эксплуатацию и ремонт ранее поставленной на корабли техники.

Часть завода была эвакуирована в Москву, где было создано СКБ судостроительной промышленности (главный инженер – С.Ф. Фармаковский), часть – в Свердловск, ставший местом создания Завода точной механики.

За создание первой отечественной гировертикали «Шар» коллектив специалистов ВМЧ во главе с Н.Н. Остряковым получил Сталинскую (позднее названную Государственной) премию.

Создан первый отечественный серийный малый гирокомпас «Гиря» для использования на кораблях ВМФ и на гражданских судах.

Учреждён периодический научно-производственный бюллетень «Приборостроение» (ныне — «журнал Гироскопия и навигация»). Главный редактор до 1983 г. — С.Ф. Фармаковский, с 1983 г. по настоящее время — В.Г. Пешехонов.
По инициативе вернувшихся из Москвы В.М. Грибова и С.Ф. Фармаковского при заводе создан Ленинградский филиал Московского специального конструкторского бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности.
За разработку первых отечественных гирокомпасов Н.Н. Острякову присуждена Сталинская премия.
На вооружение принят первый отечественный автопрокладчик «Путь» (главный конструктор — А.А. Лисицын), обеспечивший автоматизацию решения штурманских задач навигационного счисления и хранения текущего места корабля, а также географическое отображение пути на навигационной карте.
Филиал Московского СКВ НКСП преобразован в самостоятельный НИИ-303.

Разработаны высокоэффективные системы ПУС «Молния» и «Зенит», впервые получившие не имевший аналогов в мире центральный автомат стрельбы ЦАС-У для автоматизированного решения задач стрельбы по береговым, морским и воздушным целям, а также преобразователь координат ПКУ (идея создания и общее руководство С.Ф. Фармаковского).

При НИИ основана аспирантура для интенсификации подготовки научных кадров. 

Для руководства подготовкой научных кадров сформирован и утверждён Учёный совет института во главе с Председателем совета — В.М. Грибовым, заместителем председателя — С.Ф. Фармаковским


Постановлением Совета Министров СССР от 09.09.1 952 г. №4098-1616 НИИ-ЗОЗ включен в состав основных разработчиков технических средств первой советской атомной подводной лодки. Институт начал разработку навигационных комплексов для подводных лодок.

Разработаны системы гиростабилизации С-3 и С-ЗМ на открытых шаровых гироскопах, руководитель разработки – главный инженер С.Ф. Фармаковский.

Состоялась первая конференция молодых специалистов (проводились в институте до 1985 года). Впоследствии возобновились с 1999 года как Конференции Молодых Учёных.


Создан навигационный комплекс «Сила-Н» для первой советской атомной подводной лодки пр. 627 (главный конструктор — В.И. Маслевский).

Начались работы по созданию принципиально новых всепогодных астрономических средств морской навигации — радиоастрооптических систем коррекции (радиосекстанов), (главный конструктор — М.К.Петушков).

В ЦНИИ «Электроприбор» организована первая научно-техническая конференция памяти выдающегося ученого-инженера Н.Н. Острякова, которая проводится один раз в два года до настоящего времени.

Завод «Электроприбор» присоединен к НИИ-303 в качестве опытного завода №212.
На берегу Ладожского озера (мыс Черемухин) началось строительство испытательной базы института.

Разработаны системы гиростабилизации «Грот» и «База» (главный конструктор — А.И. Смирнов).

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол» с навигационным комплексом «Сила-Н» (главный конструктор — В.И. Маслевский) впервые в истории отечественного подводного флота достигла Северного полюса.

Начались поставки на АПЛ различных проектов всеширотного навигационного комплекса «Сигма» (главный конструктор — В.И. Маслевский).

Институт награжден орденом Трудового Красного Знамени Звания лауреатов Ленинской премии были удостоены главный конструктор НК «Сигма», начальник отдела навигации подводных лодок Валентин Иванович Маслевский, главный конструктор гировертикали Александр Иванович Коган, главный конструктор шаровых гироскопов Геннадий Максимильянович Малышев, главный технолог гироскопической техники Михаил Александрович Пахомов, один из основных разработчиков навигационного комплекса Юлий Давыдович Рихтерман, главный инженер и первый заместитель директора института Сергей Федорович Фармаковский и представитель заказчика от ВМФ Валериан Наполеонович Дукальский.

Разработаны системы ПУС «Дозор-1» и «Дозор-2» для сторожевых кораблей, система ПУС «Дракон» для малых противолодочных кораблей (главный конструктор — Л.Я. Поляк). За разработку ПУС Л.Я. Поляк удостоен Ленинской премии.


Началась разработка первой отечественной серийной высокоточной системы ориентации телескопа на космическом аппарате дистанционного зондирования Земли — гироорбитанта «Квант» (главный конструктор — В.Г. Гордеев)


Введена в строй первая очередь филиала НИИ (научно-технологический комплекс гироскопического производства) в г. Гатчина Ленинградской области.
Предприятие переименовано в Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор».

Начались работы по созданию неуправляемого электростатического гироскопа (ЭСГ), (главный конструктор — А.С. Афиногенов).

Разработана гироскопическая система наведения «Луч» для шахтных ракетных пусковых установок (главный конструктор— В.М. Грибов).

Началась разработка нового типа навигационных приборов — радиодоплеровских лагов РДЛ-1, позднее - РДЛ-2, РДЛ-3), (главный конструктор — Ю.П. Харитонов).


Создан первый отечественный высокоточный гироскопический чувствительный элемент — шаровый гироскоп с аэродинамической опорой ротора (главный конструктор — П.И. Воробьев, позднее — О.Л. Мумин). Впервые аэродинамический гироскоп был построен по обращенной схеме, имел закрытую конструкцию (ЗШГО) и систему термостабилизации.
Постановлением Правительства СССР ЦНИИ «Электроприбор» поручено создание инерциальных навигационных комплексов «Медведица» для многоцелевых ПЛ и «Симфония» для стратегической ракетной АПЛ (главный конструктор до 1973 года — В.Г. Гордеев, с 1973 года — В.Г. Пешехонов).

ЦНИИ «Электроприбор» в качестве головного предприятия включён в состав Ленинградского научно-производственного объединения «Азимут».

Началась разработка и производство традиционных морских навигационных приборов — магнитных компасов, лагов, эхолотов.

Разработан   морской   гравиметрический   комплекс «Чета-АГГ» (главный конструктор — А.Д. Береза). Научное сопровождение этой и ряда других перспективных разработок вел классик отечественной гироскопии, доктор технических наук, профессор С.С. Ривкин.


Создан и освоен в производстве навигационный комплекс для крупнотоннажных судов морского флота «Бриз-Н». За разработку и внедрение комплекса «Бриз-Н» главному конструктору Я.Г. Остромухову присуждена Государственная премия СССР.

Разработана ИНС «Стрелец» на основе закрытого обращенного шарового гироскопа с аэродинамической опорой ротора (ЗШГО). Дальнейшее развитие — ИНС «Стеллит» (главный конструктор — Б.Д. Жарков).

Разработаны и приняты на снабжение ВМФ системы гиростабилизации «Надир» и «Ладога» (главный конструктор — И.М. Окон).


Для десантных экранопланов типа «Орлёнок» разработана система автоматического управления движением «Смена-4» (главный конструктор — В.Б. Диомидов).
Создан уникальный инерциальный корректор «Скандий» на базе ЭСГ (главный конструктор — В.З. Гусинский).
Первый образец НК «Симфония» поставлен на головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.
Завершены государственные испытания навигационного комплекса «Медведица» на АПЛ К-524 подлёдным походом в высокие арктические широты. 24.03.1980 г. АПЛ осуществила всплытие на Северном полюсе. Техническим руководителем испытаний НК в походе был его главный конструктор В.Г. Пешехонов.

Завершены испытания навигационного комплекса «Андромеда 1101» на головном тяжёлом атомном ракетном крейсере проекта 1144 (главный конструктор — В.Г. Пешехонов).

В рамках программы конверсии производства на предприятии начинается разработка и производство высокотехнологичной гражданской продукции — медицинской техники: систем кардио- и пульмонологического мониторинга, эндопротезов суставов, стоматологических аппаратов определения окклюзии, пластин и шурупов для остеосинтеза в челюстно-лицевой хирургии и пр. (руководитель работ — Н.К. Любомирова).


Завершены испытания навигационного комплекса «Симфония», обеспечены испытания нового ракетного комплекса. НК «Симфония» принят на снабжение ВМФ.

Ленинской премии удостоен главный конструктор навигационного комплекса «Симфония» В.Г. Пешехонов. Государственные премии получили главный конструктор электростатического гироскопа А.С. Анфиногенов и главный конструктор инерциального корректора В.З. Гусинский. Большая группа сотрудников предприятия награждена орденами и медалями.

Сокращенная комплектация НК «Симфония» начала поставляться на многоцелевые АПЛ.


Навигационный комплекс «Симфония» обеспечил поход к Северному полюсу головного РПКСН проекта 941 «Акула».

Поставлена система автоматического управления движением «Смена-3» для ударного ракетного экраноплана «Лунь». За создание и внедрение систем автоматического управления движением экранопланов главному конструктору В.Б. Диомидову присуждена Государственная премия СССР.


На базе технических средств НК «Симфония» разработан НК «Андромеда» для применения на надводных кораблях специального назначения (главный конструктор — В.Г. Пешехонов).
Для «скеговых» малых ракетных кораблей на воздушной подушке пр. 1239 «Сивуч» разработан малогабаритный навигационный комплекс «Приток» (главный конструктор — О.В. Перепелицын).
Освоен выпуск ветроэнергоустановок народно-хозяйственного назначения УВЭ-40. В дальнейшем разработаны модели УВЭ-200, УВЭ-300 и УВЭ-500 (руководители разработки - Н.А. Музыка и Ю.А. Музыка).
ЦНИИ «Электроприбор» вновь стал самостоятельным государственным предприятием после расформирования ЛНПО «Азимут».

Институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации.

В состав института в качестве структурного подразделения включен опытный завод «Азимут-Электроприбор».

Институт становится Государственным (с 1999 г. – Федеральным Государственным) унитарным предприятием «ЦНИИ «Электроприбор».
К ФГУП ЦНИИ «Электроприбор» присоединено ГУП «КБ «Связьморпроект» в качестве инженерно-технического центра (ИТЦ «КБ «Связьморпроект») с филиалом в пос. Лебяжье (филиал № 2).
На базе конструкторского бюро информатики, гидроакустики и связи ФГУП «НПП «Волна» образован филиал №3 в Москве.
Указ Президента РФ от 21 марта 2007 г. №400 о создании на базе ЦНИИ «Электроприбор» ОАО «Концерн «ЦНИИ Электроприбор» (с 2015 г. — АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»).
В состав концерна включён Алтайский приборостроительный завод «Ротор» (г. Барнаул).
В состав концерна вошли завод «Прибор» (г. Челябинск) и Каспийский завод точной механики (г. Каспийск, Республика Дагестан). Указ Президента РФ от 28 мая 2015 г. №272.
Музей предприятия
В экспозициях музея отражена вся история предприятия, начиная со строительства корпусов, запуска производства, проектирования приборов и систем, изготовленные образцы продукции предприятия.

Перейти на страницу музея
test
В начало страницы
В начало
страницы