320 лет штурманской службе российского Военно-Морского флота
19.02.2021

320 лет штурманской службе российского Военно-Морского флота

Ежегодно 25 января отмечается профессиональный праздник – День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации. Это праздник военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ и контролем за исправной работой навигационных приборов. В этом году штурманская служба отечественного флота отмечает свое 320-летие.

Выбор даты не случаен. Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук. 25 января 1701 г. Петр Первый подписал указ, в котором было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Интересно, что до выхода в 1996 г. приказа главнокомандующего о назначении официального праздника День штурмана отмечали дважды в год: 21 марта и 23 сентября (в день весеннего и осеннего равноденствия). Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света – солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе.

Штурманская служба

Школа математических и навигацких наук – первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России для подготовки специалистов армии и флота. В школе обучали иностранным языкам, математике, морским, инженерным и артиллерийским наукам. Срок обучения в ней не был определен, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, на пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и в различных мастерских в стране и за рубежом) составлял 10-15 лет.

Школа выпускала молодых людей во все службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и другие приказы.

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия. Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако она дала начало многочисленным военным учебным заведениям, существующим по сей день.

Этот праздник очень близок нашему предприятию, поскольку на протяжении почти всей истории «Электроприбора» одним из основных направлений его деятельности была и остается разработка навигационных приборов, систем и комплексов.

Для нашего предприятия, несмотря на то что мы гражданская организация, это в какой-то мере профессиональный праздник по нескольким причинам. Во-первых, именно штурман на подводной лодке и надводном корабле является конечным потребителем нашей продукции в части навигационных комплексов, и потому взаимодействие нашего пред приятия со штурманами и штурманской службой ВМФ очень плотное и разностороннее. Во-вторых, на нашем предприятии работают бывшие профессиональные штурманы.

Расскажем немного об аспектах нашего взаимодействия со штурманской службой. Первыми встречаются со штурманами в своей повседневной деятельности представители Центра гарантийного и сервисного обслуживания — люди, обеспечивающие пусконаладочные работы и испытания наших комплексов на объектах ВМФ. Найти контакт со штурманом, с его боевой частью очень важно для ответственного сдатчика, ведь с момента первого включения навигационного комплекса до подъема флага ВМФ (зачастую этот период длится 2-3 года) штурмана он видит чаще, чем своего непосредственного начальника и семью.

В конечном счете именно на штурмана ориентируются члены межведомственных и государственных комиссий при принятии решения о приемке навигационного комплекса.

Как и любые человеческие отношения, взаимодействие со штурманом проходит несколько стадий: первая – знакомство на берегу во время пусконаладочных работ и швартовных испытаний. Этот период характеризуется определенным недоверием и осторожностью, ведь для штурмана мы – представители промышленности, предлагающие незнакомую продукцию, от которой в дальнейшем будет зависеть не только его работа, но и безопасность всего экипажа.

Вторая стадия отношений – совместная работа в море. Именно в этот период расставляются все точки над «i», т.к. штурман начинает оценивать комплекс непосредственно в работе. В этом плане самым сложным для штурмана и нашей сдаточной команды является первый выход, во время которого производятся испытания навигационного комплекса, калибровка лагов, девиационные работы с магнитным компасом, определение маневренных элементов корабля, и на все это зачастую накладываются технические недочеты, неизбежно появляющиеся на первом выходе. Ну и, конечно, на государственных испытаниях заказа штурман и наша сдаточная команда работают как один коллектив, ведь выход в заданную точку – задача штурмана, но она невыполнима без четкой работы навигационного комплекса. На всех лежит огромная ответственность, и права на ошибку нет.

Такая плотная работа в достаточно жестких условиях приводит к тому, что со многими штурманами создаются и сохраняются после сдачи заказа дружеские отношения.

Во многом этому способствуют длительные беседы в штурманской рубке во время испытаний навигационного комплекса в море. Штурманы – высокообразованные, эрудированные и остроумные люди, поэтому время за разговорами с ними пролетает незаметно. Отдельного упоминания заслуживает штурманская рубка – это своеобразный культурный и информационный центр подводной лодки. Во-первых, это единственное место на лодке с таким количеством литературы – различные пособия, справочники, атласы и т.п. Во-вторых, в штурманскую рубку всегда заходит командир и за чашкой чая или кофе обсуждает со штурманом текущую обстановку и планы (на лодке, безусловно, есть и другие рубки и посты, но пить чай или кофе все командиры ходят только в штурманскую рубку).

В-третьих, штурманская рубка – это еще и музей уникальных инструментов, ведь и сегодня в обязательное штурманское вооружение входят звездный глобус, секстан, морские хронометры, мало изменившиеся с петровских времен.

Высокий уровень автоматизации и надежности наших навигационных комплексов зачастую заставляет штурмана и его боевую часть скучать на вахтах. И самое приятное в общении со штурманами – это видеть удивление (в хорошем смысле) возможностями наших навигационных комплексов. Все-таки оценка штурманов как конечных потребителей нашей продукции самая объективная.

Г.А. Адушев,
зам. главного конструктора


Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы