ИТЦ «КБ «Связьморпроект» – 90 лет
25 апреля одно из ведущих подразделений концерна – инженерно-технический центр «КБ «Связьморпроект» отметил свой 90-летний юбилей.
История коллектива началась в далеком 1932 г., когда на базе специализированного отдела завода им. Коминтерна (Ленинград) было создано проектно-монтажное бюро «Моррадиострой». Основной его задачей стало проектирование и монтаж систем радиосвязи на строящихся и модернизируемых надводных кораблях, подводных лодках и береговых объектах ВМФ.
Уже в 1933 г. бюро разработало первые проекты радиооборудования боевых кораблей, торговых судов и радиоцентров для ВМФ и Наркомата путей сообщения.
В 1935 г. началось конструирование антенных вводов для корабельной радиоаппаратуры, в 1936 г. были разработаны пульты централизованного управления средствами радиосвязи крейсера «Киров». Далее в 1937 г. «Моррадиострой» взял на себя работы по обеспечению совместимости действия передающих и приемных корабельных радиосредств. Впервые стали проводиться измерения электрических параметров антенн на боевых кораблях с учетом их архитектуры. В 1937 г. был создан также проект Архангельского радиоцентра.
C образованием в 1939 г. Наркомата судостроительной промышленности СССР предприятие было преобразовано в ЦКБ «Связьмортрест» и передано ему в подчинение. В последние предвоенные годы ЦКБ разработало чертежи для радиооборудования лидера-эсминца «Ташкент», проекты установки радиопеленгатора «Бурун» на ПЛ всех серий, проекты радиоцентров Северного и Черноморского флотов.
Во время войны (в 1942 г.) КБ было эвакуировано в г. Пензу, в блокадном Ленинграде оставалась группа специалистов, которая оказывала техническую помощь Балтийскому флоту и фронту. В 1944 г. эвакуированные сотрудники вернулись, и КБ продолжило свою работу. В 1945 г. в ЦКБ была разработана радиолокационная станция (РЛС) для эсминцев, тральщиков и торпедных катеров. За проектирование, монтаж и освоение новой техники сотрудники были награждены орденами и медалями.
В 1946 г. предприятие было переименовано в ЦКБ-54. Значительным достижением этого времени (1947 г.) стала разработка комплекса радиооборудования первого экспериментального судна «Витязь» АН СССР. С тех пор все строящиеся в стране гражданские и военные надводные корабли и подводные лодки оснащались антенно-фидерными устройствами (АФУ) для радионавигации и радиосвязи, созданными в ЦКБ-54. Кроме того, были изготовлены системы радиооборудования китобойной базы «Слава», а затем и серии танкеров типа «Казбек».
В 1950-х гг. были выполнены десятки проектов по оснащению средствами связи кораблей и судов и обеспечена их сдача флотам. В 1958 г. началось строительство экспериментальной и испытательной базы ЦКБ в п. Лебяжье (Ленинградская область), которая спустя десять лет была преобразована в научно-исследовательское отделение ЦКБ.
В 1960-х гг. предприятие начало разрабатывать выпускаемые буксируемые антенные и всплывающие информационные устройства (ВБАУ и ВАУ) для ПЛ. Их внедрение позволило доводить сигналы боевого управления до ПЛ в подводном положении, увеличить число каналов связи и повысить скрытность приема–передачи информации.
На многие годы ЦКБ стало единственным в отрасли предприятием, разрабатывающим и поставляющим антенно-фидерные устройства, коммутирующие устройства связи, пульты управления средствами связи, специальные корабельные комплексы связи, в том числе корабельные приемо-передающие антенны УКВ–ДЦВ диапазонов и телескопические АФУ ПЛ «Кора» с гидроприводом.
С 1965 г. по решению Минсудпрома КБ стало генеральным заказчиком судовой аппаратуры радиосвязи и радионавигации для судов гражданских ведомств – Минморфлота, Минрыбхоза, Минречфлота. Благодаря этому удалось провести унификацию судового радиооборудования, своевременно выполнить многие международные соглашения по безопасности плавания.
В начале 1966 г. организация получила открытое название – КБ «Связьморпроект».
В 1967 г. было создано первое выпускное буксируемое антенное устройство (ВБАУ) связи «Параван», позволившее вести радиообмен с глубоко погруженными ПЛ, обеспечить скрытность и изменить тактику использования ПЛ.
КБ приступило к проектированию типовых судовых радиорубок, разработало и внедрило на суда пульты управления средствами радиосвязи, а позднее этот опыт был применен и для создания радиорубок кораблей ВМФ.
В 1970-х гг. появилось новое поколение ВБАУ непараванного типа, позволившее вчетверо увеличить число каналов связи, обеспечить двухстороннюю связь через спутник, втрое увеличить глубину связи с ПЛ. Новые выпускные автономные информационные устройства радиосвязи обеспечили передачу информации с ПЛ в аварийной ситуации.
В КБ проводились НИОКР по созданию многофункциональных антенных устройств, конструкций телескопических и подъемно-мачтовых антенн, высокопрочных радиопрозрачных обтекателей, решались вопросы гидродинамики, помехозащищенности и т.п. Радиотехническим оборудованием оснащены научно-исследовательские суда АН СССР «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин», обеспечивающие космические исследования и пилотируемые полеты.
Наряду с этим предприятие выполняло и важные координационные задачи: решением Минсудпрома и ВМФ на КБ были возложены функции головного предприятия отрасли по обеспечению электромагнитной совместимости (ЭМС) корабельных радиоэлектронных систем (РЭС), по защите радиоприема от помех, а также по защите личного состава от СВЧ-воздействий при работе РЭС, опасных цепей управления оружием от электромагнитных полей и радиовоздействия. Специалисты КБ разработали государственные и нормативные документы по этим вопросам – как отраслевые, так и по линии Госкомитета по радиочастотам.
В 1960–1970-х гг. внутри КБ было создано производство с полным технологическим циклом, обеспечивающее изготовление и отработку конструкций макетов, опытных образцов и серийных изделий. В 1973 г. научно-исследовательское отделение в п. Лебяжье было преобразовано в опытное производство (ОП) с испытательной базой, где были введены в действие уникальные стенды для испытаний АФУ, ВБАУ, ВАУ, проверок комплексов связи на соответствие требованиям Морского регистра судоходства РФ и международных стандартов ИСО и МЭК. Испытательный полигон аккредитован Госстандартом РФ и в 1994 г. включен в Государственный реестр испытательных центров России. Он признан Морским регистром судоходства РФ и Министерством транспорта РФ.
В 1970–1980-х гг. продолжались работы по созданию новых средств радиосвязи и информации для оснащения ПЛ, в том числе при плавании подо льдами. В 1980 г. принята на вооружение первая буксируемая корабельная антенна «Ласточка», в 1982 г. – первое аварийное информустройство (ВАИУ) «Парис». В 1984 г. принято на вооружение ВБАУ связи «Фосфор», позволяющее иметь непрерывную связь при плавании ПЛ подо льдами. В 1990 г. принято на вооружение ВБАУ «Моряна», что означало переход к вооружению ПЛ кабельными антеннами с расширенными возможностями, обеспечивающими прием сигналов не только в СНЧ-диапазонах, но и в КВ-диапазоне.
В 1990-х гг. произошел спад в оборонных отраслях промышленности, но КБ сохранило свой кадровый и технический потенциал и продолжало, хотя и в меньшем объеме, вести разработки, в том числе и по новым направлениям. Так, на базе ПЭВМ были разработаны малогабаритные пульты управления средствами радиосвязи, размещаемые в рулевой рубке. В 1996 г. прошла государственные испытания компактная аппаратура аварийной связи личного состава «Триада». В 1999 г. «Связьморпроект» выполнил работы по оборудованию береговых радиоцентров службы спасения бедствующих на море ГМССБ на о. Сахалин (в 4 портах), в портах Мурманск и Владивосток, а также радиоцентров для портов Калининград, Южно-Сахалинск. Модернизация ВАИУ «Парис» позволила с 2000 г. передавать сигналы об аварии в международной системе «Коспас-Сарсат». Впервые произведена поставка на экспортную ПЛ ВБАУ «Вьюн» и комплекта аппаратуры БТС.
За многие годы сотрудники КБ удостаивались государственных наград, премий почетных званий, защищали кандидатские и докторские диссертации, получали авторские свидетельства на изобретения.
В 2002 г. ГУП КБ «Связьморпроект» было присоединено к ФГУП ЦНИИ «Электроприбор» и перебазировано на площади института на Большой Посадской улице. Было сформировано структурное подразделение «Инженерно-технический центр «КБ «Связьморпроект» с филиалом в п. Лебяжье. После присоединения КБ сохранило свой профиль и расширило тематику работ. За минувшие 20 лет сконструированы и поставляются следующие изделия.
1. Стационарные антенно-фидерные устройства (АФУ) – линейка совмещенных антенн связи диапазонов КВ, УКВ и ДЦВ (изделие К-646); АФУ широко поставляется на строящиеся и ремонтируемые заказы. Дополнительное размещение АФУ высокоточной навигации позволило дублировать навигационную антенну. Кроме того, было создано малогабаритное АФУ высокоточной навигации.
2. Буксируемые антенны (ВБАУ). Развитием тематики ВБАУ стали разработки, обеспечившие прием сигналов связи и высокоточной навигации в диапазоне ДЦВ, введение плавучего провода с оптическими жилами, что позволило повысить качество принимаемых сигналов.
3. Всплывающие буи. В 2002 г. были проведены государственные испытания модернизированного аварийно-информационного буя (ВАИУ), который обеспечил работу в международной системе «Коспас-Сарсат». Разработан комплект аварийной связи для передачи сигналов бедствия по спутниковому каналу через спутники на геостационарной или высокоэллиптичной орбите и проведены его испытания.
4. Помимо широкого ряда приборов управления и контроля состояния ВБАУ, ВИУ, ВАИУ и АФУ, собственно приборостроительное направление ИТЦ включает в себя создание комплексов внешней и внутрикорабельной связи. Закончена разработка цифровой телефонной станции и проведены ее государственные испытания. Сетевая архитектура и модульный принцип построения использованы также и при создании интегрированного цифрового комплекса корабельной связи и трансляции.
В настоящее время продолжаются работы по всем основным направлениям деятельности ИТЦ КБ «Связьморпроект», идет разработка и освоение новых изделий. Важным направлением развития является повышение научно-технического уровня за счет создания в ИТЦ научной школы, расширение исследовательской деятельности по актуальным проблемам науки и техники.
Г.М. Житков, начальник ИТЦ «КБ «Связьморпроект»