ИТЦ «КБ «Связьморпроект» – 90 лет
19.05.2022

ИТЦ «КБ «Связьморпроект» – 90 лет

25 апреля одно из ведущих подразделений концерна – инженерно-технический центр «КБ «Связьморпроект» отметил свой 90-летний юбилей.

История коллектива началась в далеком 1932 г., когда на базе специализированного отдела завода им. Коминтерна (Ленинград) было создано проектно-монтажное бюро «Моррадиострой». Основной его задачей стало проектирование и монтаж систем радиосвязи на строящихся и модернизируемых надводных кораблях, подводных лодках и береговых объектах ВМФ.

Уже в 1933 г. бюро разработало первые проекты радиооборудования боевых кораблей, торговых судов и радиоцентров для ВМФ и Наркомата путей сообщения.

В 1935 г. началось конструирование антенных вводов для корабельной радиоаппаратуры, в 1936 г. были разработаны пульты централизованного управления средствами радиосвязи крейсера «Киров». Далее в 1937 г. «Моррадиострой» взял на себя работы по обеспечению совместимости действия передающих и приемных корабельных радиосредств. Впервые стали проводиться измерения электрических параметров антенн на боевых кораблях с учетом их архитектуры. В 1937 г. был создан также проект Архангельского радиоцентра.

C образованием в 1939 г. Наркомата судостроительной промышленности СССР предприятие было преобразовано в ЦКБ «Связьмортрест» и передано ему в подчинение. В последние предвоенные годы ЦКБ разработало чертежи для радиооборудования лидера-эсминца «Ташкент», проекты установки радиопеленгатора «Бурун» на ПЛ всех серий, проекты радиоцентров Северного и Черноморского флотов.

Во время войны (в 1942 г.) КБ было эвакуировано в г. Пензу, в блокадном Ленинграде оставалась группа специалистов, которая оказывала техническую помощь Балтийскому флоту и фронту. В 1944 г. эвакуированные сотрудники вернулись, и КБ продолжило свою работу. В 1945 г. в ЦКБ была разработана радиолокационная станция (РЛС) для эсминцев, тральщиков и торпедных катеров. За проектирование, монтаж и освоение новой техники сотрудники были награждены орденами и медалями.

В 1946 г. предприятие было переименовано в ЦКБ-54. Значительным достижением этого времени (1947 г.) стала разработка комплекса радиооборудования первого экспериментального судна «Витязь» АН СССР. С тех пор все строящиеся в стране гражданские и военные надводные корабли и подводные лодки оснащались антенно-фидерными устройствами (АФУ) для радионавигации и радиосвязи, созданными в ЦКБ-54. Кроме того, были изготовлены системы радиооборудования китобойной базы «Слава», а затем и серии танкеров типа «Казбек».

В 1950-х гг. были выполнены десятки проектов по оснащению средствами связи кораблей и судов и обеспечена их сдача флотам. В 1958 г. началось строительство экспериментальной и испытательной базы ЦКБ в п. Лебяжье (Ленинградская область), которая спустя десять лет была преобразована в научно-исследовательское отделение ЦКБ.

В 1960-х гг. предприятие начало разрабатывать выпускаемые буксируемые антенные и всплывающие информационные устройства (ВБАУ и ВАУ) для ПЛ. Их внедрение позволило доводить сигналы боевого управления до ПЛ в подводном положении, увеличить число каналов связи и повысить скрытность приема–передачи информации.

На многие годы ЦКБ стало единственным в отрасли предприятием, разрабатывающим и поставляющим антенно-фидерные устройства, коммутирующие устройства связи, пульты управления средствами связи, специальные корабельные комплексы связи, в том числе корабельные приемо-передающие антенны УКВ–ДЦВ диапазонов и телескопические АФУ ПЛ «Кора» с гидроприводом.

АФУ Кора  

С 1965 г. по решению Минсудпрома КБ стало генеральным заказчиком судовой аппаратуры радиосвязи и радионавигации для судов гражданских ведомств – Минморфлота, Минрыбхоза, Минречфлота. Благодаря этому удалось провести унификацию судового радиооборудования, своевременно выполнить многие международные соглашения по безопасности плавания.

В начале 1966 г. организация получила открытое название – КБ «Связьморпроект».

В 1967 г. было создано первое выпускное буксируемое антенное устройство (ВБАУ) связи «Параван», позволившее вести радиообмен с глубоко погруженными ПЛ, обеспечить скрытность и изменить тактику использования ПЛ.

К-657

КБ приступило к проектированию типовых судовых радиорубок, разработало и внедрило на суда пульты управления средствами радиосвязи, а позднее этот опыт был применен и для создания радиорубок кораблей ВМФ.

В 1970-х гг. появилось новое поколение ВБАУ непараванного типа, позволившее вчетверо увеличить число каналов связи, обеспечить двухстороннюю связь через спутник, втрое увеличить глубину связи с ПЛ. Новые выпускные автономные информационные устройства радиосвязи обеспечили передачу информации с ПЛ в аварийной ситуации.

В КБ проводились НИОКР по созданию многофункциональных антенных устройств, конструкций телескопических и подъемно-мачтовых антенн, высокопрочных радиопрозрачных обтекателей, решались вопросы гидродинамики, помехозащищенности и т.п. Радиотехническим оборудованием оснащены научно-исследовательские суда АН СССР «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин», обеспечивающие космические исследования и пилотируемые полеты.

Наряду с этим предприятие выполняло и важные координационные задачи: решением Минсудпрома и ВМФ на КБ были возложены функции головного предприятия отрасли по обеспечению электромагнитной совместимости (ЭМС) корабельных радиоэлектронных систем (РЭС), по защите радиоприема от помех, а также по защите личного состава от СВЧ-воздействий при работе РЭС, опасных цепей управления оружием от электромагнитных полей и радиовоздействия. Специалисты КБ разработали государственные и нормативные документы по этим вопросам – как отраслевые, так и по линии Госкомитета по радиочастотам.

В 1960–1970-х гг. внутри КБ было создано производство с полным технологическим циклом, обеспечивающее изготовление и отработку конструкций макетов, опытных образцов и серийных изделий. В 1973 г. научно-исследовательское отделение в п. Лебяжье было преобразовано в опытное производство (ОП) с испытательной базой, где были введены в действие уникальные стенды для испытаний АФУ, ВБАУ, ВАУ, проверок комплексов связи на соответствие требованиям Морского регистра судоходства РФ и международных стандартов ИСО и МЭК. Испытательный полигон аккредитован Госстандартом РФ и в 1994 г. включен в Государственный реестр испытательных центров России. Он признан Морским регистром судоходства РФ и Министерством транспорта РФ.

Испытательный радиопавильон

В 1970–1980-х гг. продолжались работы по созданию новых средств радиосвязи и информации для оснащения ПЛ, в том числе при плавании подо льдами. В 1980 г. принята на вооружение первая буксируемая корабельная антенна «Ласточка», в 1982 г. – первое аварийное информустройство (ВАИУ) «Парис». В 1984 г. принято на вооружение ВБАУ связи «Фосфор», позволяющее иметь непрерывную связь при плавании ПЛ подо льдами. В 1990 г. принято на вооружение ВБАУ «Моряна», что означало переход к вооружению ПЛ кабельными антеннами с расширенными возможностями, обеспечивающими прием сигналов не только в СНЧ-диапазонах, но и в КВ-диапазоне.

В 1990-х гг. произошел спад в оборонных отраслях промышленности, но КБ сохранило свой кадровый и технический потенциал и продолжало, хотя и в меньшем объеме, вести разработки, в том числе и по новым направлениям. Так, на базе ПЭВМ были разработаны малогабаритные пульты управления средствами радиосвязи, размещаемые в рулевой рубке. В 1996 г. прошла государственные испытания компактная аппаратура аварийной связи личного состава «Триада». В 1999 г. «Связьморпроект» выполнил работы по оборудованию береговых радиоцентров службы спасения бедствующих на море ГМССБ на о. Сахалин (в 4 портах), в портах Мурманск и Владивосток, а также радиоцентров для портов Калининград, Южно-Сахалинск. Модернизация ВАИУ «Парис» позволила с 2000 г. передавать сигналы об аварии в международной системе «Коспас-Сарсат». Впервые произведена поставка на экспортную ПЛ ВБАУ «Вьюн» и комплекта аппаратуры БТС.

Триада  

За многие годы сотрудники КБ удостаивались государственных наград, премий почетных званий, защищали кандидатские и докторские диссертации, получали авторские свидетельства на изобретения.

В 2002 г. ГУП КБ «Связьморпроект» было присоединено к ФГУП ЦНИИ «Электроприбор» и перебазировано на площади института на Большой Посадской улице. Было сформировано структурное подразделение «Инженерно-технический центр «КБ «Связьморпроект» с филиалом в п. Лебяжье. После присоединения КБ сохранило свой профиль и расширило тематику работ. За минувшие 20 лет сконструированы и поставляются следующие изделия.

1. Стационарные антенно-фидерные устройства (АФУ) – линейка совмещенных антенн связи диапазонов КВ, УКВ и ДЦВ (изделие К-646); АФУ широко поставляется на строящиеся и ремонтируемые заказы. Дополнительное размещение АФУ высокоточной навигации позволило дублировать навигационную антенну. Кроме того, было создано малогабаритное АФУ высокоточной навигации.

 АФУ К-646

2. Буксируемые антенны (ВБАУ). Развитием тематики ВБАУ стали разработки, обеспечившие прием сигналов связи и высокоточной навигации в диапазоне ДЦВ, введение плавучего провода с оптическими жилами, что позволило повысить качество принимаемых сигналов.

3. Всплывающие буи. В 2002 г. были проведены государственные испытания модернизированного аварийно-информационного буя (ВАИУ), который обеспечил работу в международной системе «Коспас-Сарсат». Разработан комплект аварийной связи для передачи сигналов бедствия по спутниковому каналу через спутники на геостационарной или высокоэллиптичной орбите и проведены его испытания.

4. Помимо широкого ряда приборов управления и контроля состояния ВБАУ, ВИУ, ВАИУ и АФУ, собственно приборостроительное направление ИТЦ включает в себя создание комплексов внешней и внутрикорабельной связи. Закончена разработка цифровой телефонной станции и проведены ее государственные испытания. Сетевая архитектура и модульный принцип построения использованы также и при создании интегрированного цифрового комплекса корабельной связи и трансляции.

Система внешнекорабельной связи

В настоящее время продолжаются работы по всем основным направлениям деятельности ИТЦ КБ «Связьморпроект», идет разработка и освоение новых изделий. Важным направлением развития является повышение научно-технического уровня за счет создания в ИТЦ научной школы, расширение исследовательской деятельности по актуальным проблемам науки и техники.

Г.М. Житков, начальник ИТЦ «КБ «Связьморпроект»


Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы