К 140-летию со дня рождения Б.И. Кудревича
Выдающийся ученый, педагог и инженер, основатель важнейшей в приборостроении дисциплины «Теория и практика гироскопических приборов», Борис Иванович Кудревич был в нашей стране основоположником применения гироскопов на флоте, в авиации и в других областях техники. Он автор многочисленных трудов по прикладной гироскопии, гидроакустике, астрономии. Б.И. Кудревич работал научным консультантом на заводе «Электроприбор» в конце 1930-х гг., когда были построены новые гирокомпасы «Курс-1», «Курс-2» и «Полюс». Большинство специалистов, работавших над созданием этих приборов, были учениками Б.И. Кудревича.
Борис Иванович родился в Харькове 29 февраля 1884 г. В 1908 г. Окончил физико-математический факультет Харьковского университета. Работал в Харьковской астрономической обсерватории, а в 1913 г. был направлен повышать уровень знаний в Пулковскую астрономическую обсерваторию. По приглашению Главного гидрографического управления начал работать в военно-морском ведомстве и занялся изучением теории и практики гирокомпасов – новейших навигационных приборов того времени.
С 1915 г. начался новый этап научно-технической деятельности Бориса Ивановича, связанный с оснащением кораблей Военно-Морского Флота новейшими навигационными приборами. В те годы на наших новых линкорах и крейсерах стали устанавливать гироскопические компасы системы «Сперри», и Б.И. Кудревич, один из немногих специалистов, сразу осознавших преимущества, связанные с применением гирокомпаса на кораблях, занялся изучением теории и практики гироскопического компаса.
В 1916 г. Борис Иванович организовал в Гельсингфорсе первую ремонтную базу по гирокомпасам и гирокласс, в котором была подготовлена первая группа русских техников по этим приборам. В последующие годы он руководил подготовкой специалистов в этой области и опубликовал первые работы, посвященные вопросам теории гирокомпасов. В период создания советского Военно-Морского Флота Б.И. Кудревич занимался снабжением кораблей гирокомпасами. Он создал новую группу специалистов по гирокомпасам, с помощью которых было восстановлено большое число гироскопических приборов на кораблях.
В 1925 г. Б.И. Кудревич был командирован в Великобританию для изучения вопросов производства и эксплуатации гирокомпасов в лондонском отделении фирмы «Сперри». Он посетил жившего тогда в Лондоне академика А.Н. Крылова. Был непосредственным свидетелем того, как Э. Сперри и А.Н. Крылов обсуждали установку на кораблях итальянского военно-морского флота гироскопических успокоителей качки.
Вернувшись из этой командировки, Б.И. Кудревич поставил вопрос об использовании гирокомпасов в морской артиллерии и опубликовал несколько печатных работ.
Борису Ивановичу суждено было стать начинателем и другого технического направления на флоте. С 1924 г. он занимался теорией и практикой гидроакустических приборов. В связи с этим в 1928 г. он был командирован в Германию для ознакомления с гидроакустическими производствами и деятельностью гирокомпасной фирмы «Аншютц». Знакомство с этой продукцией, в частности с гирокомпасом «Новый Аншютц», сыграло существенную роль в разработке во второй половине 1930-х гг. на ленинградском заводе «Электроприбор» гирокомпаса «Курс», прототипом которого стал прибор компании «Аншютц».
В 1929 г. руководство Гидрографического управления совместно с Техническим управлением Военно-морских сил приняло решение об организации производства отечественных гирокомпасов. Работа эта была поручена Заводу штурманских приборов в Ленинграде. Потребовалось не только оборудование производственной базы, но и подготовка немалого числа инженеров и техников, необходимых для проектирования и изготовления этого точнейшего и важнейшего в морской навигации прибора, не говоря уже о разработке чисто научных и технических вопросов в связи с новизной дела.
К июню 1931 г. первый советский гирокомпас был изготовлен, а летом прошел ходовые испытания на эсминце «Яков Свердлов». Тем самым трудная проблема создания отечественного гироскопического компаса была разрешена. В дальнейшем от приборостроительной промышленности потребовалась разработка гирокомпаса повышенной точности, необходимого, в частности, для эффективного применения с кораблей артиллерийского и торпедного оружия. К решению этой задачи в 1933 г. Был подключен завод «Электроприбор», обладавший высокой по тому времени культурой производства и коллективом высококвалифицированных специалистов, талантливых, творческих инженеров и конструкторов, таких как Н.Н. Остряков, В.И. Кузнецов, С.Ф. Фармаковский, Э.И. Эллер, М.П. Тарасов, И.И. Федоров, М.А. Шиф, А.М. Шифрин, В.И. Блинков. В разработке гироскопических приборов эти специалисты играли ведущую роль.
Разработчикам пришлось решать ряд труднейших технологических задач, с чем они блестяще справились. В 1937 г. первые опытные образцы гирокомпаса «Курс» были изготовлены, успешно прошли лабораторные испытания, а один из приборов – ходовые испытания на лидере «Ленинград» на Балтийском море.
Существенное значение для разработки новых гирокомпасов имели научно технические консультации Б.И. Кудревича. Он с группой инженеров завода выпустил обширное пособие «Гирокомпасы “Курс-1” и “Курс-2”». В процессе работы над новыми гирокомпасами очень полезным оказался также фундаментальный труд Б.И. Кудревича «Теория и практика гироскопического компаса».
Преподавательская деятельность Б.И. Кудревича началась еще в 1916 г. В течение ряда лет он вел занятия по специальности «Гироскопические приборы» в Военно-морской, Военно-воздушной и Военно-артиллерийской академиях, в военно-морских училищах и на различных военных курсах, в Ленинградском электротехническом институте, Ленинградском политехническом институте и других высших учебных заведениях. Под его руководством было подготовлено много специалистов по этому направлению для промышленности, научно-исследовательских учреждений, а также по обслуживанию гироскопических и электронавигационных приборов на флоте и в авиации. Многие его ученики и воспитанники получили ученые степени и звания.
Лекции Бориса Ивановича всегда отличались глубоким содержанием в сочетании с ясностью и доходчивостью изложения. Форма подачи была настолько совершенна, что стенограммы его выступлений можно было
печатать без исправлений. Такие лекции давали возможность слушателям приобретать глубокие знания по теории и практике гироскопических приборов. Многие важные вопросы методики преподавания технических дисциплин, в частности теории гироскопических приборов, он осветил в замечательной брошюре «О чтении лекций», которая может служить настольным руководством для всех, кто преподает в области прикладной гироскопии.
Б.И. Кудревич оставил после себя богатое научное наследие – более семидесяти работ по прикладной гироскопии, гидроакустике, астрономии. Пионер в теории и практике гироскопических компасов, Борис Иванович был вместе с тем и первым автором научно-технических исследований по гироскопии, а также пособий и руководств по гироскопическим приборам. Он создал не имеющее себе равных в мировой технической литературе классическое обширное руководство «Теория и практика гироскопического компаса», вышедшее в пяти томах. Изложенные ясным, доступным языком, с отличным описанием физической сущности работы гироскопических приборов и устройств, труды Б.И. Кудревича по теории гироскопических приборов внесли огромный вклад в развитие гироскопической техники и подготовку специалистов.
Более пятидесяти лет жизни отдал Б.И. Кудревич своему любимому делу, добившись важных научных и практических результатов. За выдающуюся научно-техническую и инженерную деятельность в области гироскопической техники ему были присвоены высокие ученые степени и звания. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. В 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Борис Иванович был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Именем Б.И. Кудревича было названо учебное судно ВМФ («Профессор Кудревич»).
При этом Борис Иванович всегда оставался человеком чрезвычайно скромным, чутким и внимательным к запросам и нуждам своих сотрудников. Особенно заботливо подходил он к воспитанию и подготовке молодых специалистов.