ЦНИИ «Электроприбор» — 75 лет
12.06.2020

ЦНИИ «Электроприбор» — 75 лет

ЦНИИ «Электроприбор» отмечает 75-летие. 13 июня 1945 года на территории завода «Электроприбор» был создан Ленинградский филиал Специального конструкторского бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности, который в результате ряда трансформаций был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор».  

Истоки

Завод «Электроприбор» был основан в 1927 году как предприятие по производству электроизмерительных приборов. Завод был оснащен современным оборудованием, и его возможности заинтересовали военное ведомство. 

1927 год. Сборка электросчетчиков отредактировано.jpg 1929 год. Конвеерная сборка счетчиков редакт.jpg

Страна восстанавливала военный флот, и уже в 1928 году в составе завода началось формирование морской части для разработки и производства систем управления огнем корабельной артиллерии. В 1930 году началась разработка следящих систем на переменном токе. Эти системы были предназначены для обеспечения стабилизации артиллерийских орудий кораблей при качке. В 1933 г. специалисты «Электроприбора» приступили к созданию первых в стране отечественных гироскопических приборов.

Морская часть стала доминирующей на заводе.

Большую роль в научно-технических достижениях «Электроприбора» сыграли В.И. Кузнецов и С.Ф. Фармаковский.

В.И.Кузнецов позже стал академиком, главным конструктором гироприборов ракетно-космической техники в Москве и вошел в состав 7 членов Совета главных конструкторов, сформированного С.П. Королевым.

В.И. Кузнецов С.Ф. Фармаковский

С.Ф. Фармаковский внес неоценимый вклад в развитие института «Электроприбор», особенно в организацию научных работ. В довоенные годы он был начальником конструкторского бюро морской части завода, а затем – главным инженером НИИ «Электроприбор».

Первые разработки организации были направлены на создание приборов управления стрельбой корабельной и береговой артиллерии, зенитной артиллерии кораблей, звукоулавливателей, приборов навигации и стабилизации.

С 1952 года ЦНИИ «Электроприбор» подключается к созданию первой советской атомной подводной лодки К-З, и главной тематикой института становится навигационное обеспечение атомных подводных лодок. В «Электроприборе» начинает развиваться ключевое для морской навигации направление – гироскопия и связанные с ней автоматическое управление, высокоточные следящие системы, вычислительные средства, технология прецизионного приборостроения.

Переход к Северному полюсу.1962 г.

Разработанный институтом всеширотный навигационный комплекс обеспечил поход советской ПЛ К-3 «Ленинский комсомол» к Северному географическому полюсу в 1962 году, переход двух АПЛ с Северного флота на Тихоокеанский северным (1963 г.) и южным (1966 г.) маршрутами.

ЦНИИ «Электроприбор» создал принципиально новые средства навигации — высокоточную инерциальную навигационную систему (ИНС) и радиоастрооптическое средство коррекции (радиосекстан).

Радиосекстан – это всепогодное астрономическое средство морской навигации, аналогов в мире не имеет. В 1964 году был создан солнечный радиосекстан для атомных подводных лодок проектов 658 и 667. От телескопа он отличался тем, что диаметры антенны были в десятки раз меньше, наблюдение можно было проводить короткое время и на ходу, в условиях качки. В 1972 году был создан перископный солнечно-лунный радиосекстан. В 1976 году к нему был добавлен оптико-телевизионный канал. Этот радиосекстан был поставлен уже на три проекта стратегических подводных лодок. В 1982 г. появился перископный солнечно-лунный спутниковый радиосекстан с оптико-телевизионным каналом.

Радиосекстан

История радиосекстанов завершилась в 1990-е годы. К этому времени институт создал инерциальные навигационные системы (ИНС) высокой точности, и необходимость в радиосекстанах отпала.

В 1960-х годах «Электроприбор» вел широкий поиск возможных принципов создания гироскопов: лазерных, динамически настраиваемых, ядерно-магнитных. В 1967 году специалисты института приступили к разработкам неуправляемых гироскопов с магнитным подвесом сферического ротора (МСГ) и с электростатическим подвесом сферического ротора (ЭСГ) и ИНС на их основе. В результате институт сделал ставку на электростатические гироскопы. В 1979 году была создана высокоточная ИНС геометрического типа на ЭСГ и комплекс «Симфония». В 1990-е годы институт создал прецизионную ИНС на ЭСГ для проектов «Ясень» и «Борей», которая сегодня полностью обеспечивает заказы флота. Всего за годы работы в институте было создано четыре поколения навигационных комплексов.

Чаша электростатического гироскопа

Специалисты института вели разработки и по другим важным направлениям.

Для обеспечения эффективной стрельбы корабельного оружия на качке были созданы системы гироскопической стабилизации. В 1960–1970 годах институтом были созданы системы на поплавковых гироскопах, которые использовались как гировертикали. В 1990-е годы ЦНИИ «Электроприбор» была разработана инерциальная система на поплавковом гироскопе «Ладога-М», которая нашла широкое применение.

Создавать технику, не имеющую аналогов

В области военно-морской техники на долю концерна приходится 85% производимых в стране навигационных комплексов и систем. Это единственное в стране предприятие, поставляющее новые навигационные комплексы на строящиеся и переоборудуемые подводные лодки всех проектов, на глубоководные аппараты и подводную технику специального назначения.

В 1998 году институт выиграл тендер и приступил к разработке перископных комплексов. В результате в 2005 году первый перископный комплекс «Парус-98» был установлен на подводную лодку. Эти комплексы поставляются на отечественные и зарубежные объекты. В прошлом году «Электроприбор» провел модернизацию перископного комплекса, существенно обновив элементную базу. В обновленной версии установлено телевидение формата Full HD, появился тепловизионный канал высокой точности, повышена помехозащищенность. С прошлого года строящиеся и модернизируемые подводные лодки оснащаются обновленными перископными комплексами.

Перископ

ЦНИИ «Электроприбор» разработано четыре поколения гравиметрических комплексов, которые обеспечивали потребности ВМФ России, а также использовались для решения научно-исследовательских задач.

В начале 2000-х годов был создан аэроморской гравиметрический комплекс четвертого поколения «Чекан-АМ», а в 2013 г. была выполнена его модернизация, в результате которой появилась новая модель «Шельф-Э». Эта техника активно используется всеми ведущими отечественными геологоразведочными компаниями и ВМФ, востребована рядом зарубежных научно-исследовательских организаций. Чекан-АМ» — единственный мобильный гравиметр российского производства. ЦНИИ «Электроприбор» принадлежит 35% мирового рынка мобильных гравиметров. Поставки осуществляются в 8 стран. 

Чекан

Астрономо-геодезическое направление появилось в институте 1950-х годах. Были созданы приборы, позволяющие определять астрономический азимут и координаты места по Солнцу и звездам. Направление возродилось в 2007 году разработкой оптико-электронного астровизира, по своим точностным характеристикам не имеющего мировых аналогов.

В 2016 году была завершена разработка первого отечественного автоматизированного комплекса для определения астрономических координат и составляющих уклонения отвесной линии. Он позволяет оперативно и с высокой точностью в полевых условиях определять астрономические и геодезические координаты, а также составляющие уклонений отвесной линии.

5 лет назад в ЦНИИ «Электроприбор» был создан Центр волоконной оптики. Здесь обеспечивается полный цикл создания волоконно-оптических гироскопов – от производства специального волокна до испытаний гироскопов.Началом технологической цепочки производства является линия по изготовлению оптического волокна. На первом этапе изготавливается преформа, представляющая собой стержень из кварцевого стекла. Вытяжка оптического волокна из преформ производится на специализированном оборудовании, смонтированном на так называемой башне высотой в 12 м.

Разработанные и выпускаемые концерном бесплатформенные инерциальные навигационные системы на волоконно-оптических гироскопах являются сегодня наиболее перспективным направлением в создании автономных средств навигационного обеспечения строящихся и модернизируемых кораблей ВМФ.

Центр волоконной оптики  Центр волоконной оптики

«ЦНИИ «Электроприбор» усиливает свое присутствие и в сегменте гражданской продукции. Концерн последовательно расширяет линейку производимого судового оборудования, инвестирует в разработки для арктической зоны, сейсморазведки, добычи углеводородов.

«Электроприбор» начал серийное производство первого отечественного высокоширотного магнитного компаса. Продолжаются работы по созданию волоконно-оптической буксируемой косы для сейсморазведки.

Институт существенно продвинулся в разработке медицинской техники. Созданный инженерами ЦНИИ «Электроприбор» стереотаксический роботизированный манипулятор – это первый робот российского производства для нейрохирургии. Еще одна новинка для медиков — криогенный деструктор. Вместе со стереотаксическим манипулятором они образуют единый комплекс для проведения нейрохирургических операций. 

Стереотаксический манипулятор

За 75 лет ЦНИИ «Электроприбор» развился как институт широкого приборостроительного профиля. На его базе сложилась ведущая в стране научная школа в области навигации, гироскопии и управления движением, которая широко признана не только в стране, но и за рубежом.

   


Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы