Второе рождение
13.06.2020

Второе рождение

Многие задаются вопросом – как же так получается, что мы сейчас отмечаем 75-летие нашей организации, хотя буквально пару лет назад уже отметили 90-летие?  Давайте попробуем разобраться.  

13 июня 1945 г. на базе завода «Электроприбор» был образован Ленинградский филиал Специального конструкторского бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности. Его директором был назначен Владимир Матвеевич Грибов, главным инженером — Сергей Федорович Фармаковский.

Но создан филиал был далеко не на пустом месте. По сути это было уже «второе рождение» нашего предприятия, уже на качественно новом уровне.

А началась наша история почти на 20 лет раньше.

В 1927 году в рамках плана ГОЭЛРО был создан первый в СССР завод электроизмерительных приборов «Электроприбор». Он положил начало новой отрасли промышленности – точному специальному электроприборостроению.

Сборка электроприборов на конвейере

Завод очень быстро прошел начальный этап развития производства и уже в 1929 г. был подключен к первым советским программам создания современного флота. «Электроприбор» был определен как основной исполнитель по созданию и освоению систем управления стрельбой корабельного оружия, а также гироскопических систем и приборов. На заводе была создана Военно-морская часть, которая занялась разработками и изготовлением аппаратуры для боевых кораблей, в первую очередь приборов управления стрельбой. Началась специализация предприятия по оборонной тематике.

К началу 1940-х годов «Электроприбор» сформировался как сильное, активно работающее высокотехнологичное оборонное предприятие.

Но война круто изменила жизнь завода.

Пулеметная амбразура в окне круглой башни

Еще в начале войны часть производства «Электроприбора» была вывезена на Урал, где на ее базе был образован Свердловский завод точной механики. Весной 1942 г. в Москву эвакуировали отделы Военно-морской части завода. Вместе с московскими специалистами они стали основой Особого конструкторского бюро судостроительной промышленности (ОКБ-1, позже — Специальное конструкторское бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности (СКБ НКСП), впоследствии — ЦНИИ «Агат»).

Весь период Великой Отечественной войны приборостроители, как оставшиеся в блокадном городе, так и отправившиеся в эвакуацию или на передовую, обеспечивали нужды фронта. Отечественное морское приборостроение с честью справилось с теми задачами, которые были поставлены перед ним в самые тяжелые и напряженные военные годы.

Монтажники и механики, электрики и плановики, инженеры и технологи, в тяжелейших условиях несли нелегкую службу, отдавали свои силы, знания, опыт делу победы над врагом, заслужив признание и уважение воинов. Многие из них были удостоены военных наград. Ряд систем и приборов для кораблей флота, созданных электроприборовцами в годы войны, были высоко оценены правительством и отмечены Государственными премиями.

 Сверловка отверстий в ручных гранатах Литейный цех

Оживление на заводе началось сразу же после разгрома немцев под Ленинградом. Уже тогда, в 1944 году, возобновились занятия в ремесленном училище. Дети тех, кто погиб или еще сражался за Родину, пришли в училище овладевать рабочими специальностями.

Весной 1945 года все еще напоминало о пережитой войне: наскоро заделанные пробоины от бомб и снарядов в заводских зданиях, разрушенный «продмаг», общежития на территории предприятия…. Высился безжизненный шестиэтажный корпус «Г» с пустыми дверными проемами и провалами окон (во время блокады рамы и двери шли на топливо), и всюду, похожие на серые надгробия, пустые фундаменты от демонтированных и увезенных станков.

Снова, как 18 лет назад, в полупустых пролетах цехов на заводе появились люди с рулетками и блокнотами — замеряли, записывали. Только не от строителей — теперь уже от войны принимали они полуразрушенное хозяйство, подсчитывали, какой урон она нанесла, что нужно для восстановления предприятия.

В партком ежедневно поступали заявления, просьбы людей, которых война лишила близких, оставила без жилья, привела к сиротству, к нужде… И делались запросы, оформлялись пропуска на въезд в город, добывались делянки для заготовки дров, организовывались общежития, добывались средства на безвозвратные ссуды для нуждающихся, ордера на детские теплые вещи, изготавливались партии столов и табуреток для тех, кто лишился имущества. Были организованы заводские бытовые мастерские — сапожная, пошивочная, столярная. В непростых условиях работала амбулатория — медики сами кололи дрова, топили печи, убирали помещения.

К моменту окончания войны на заводе использовалось по прямому назначению только 20 процентов довоенной производственной мощности.

В конце мая 1945 года «Электроприбору» было выделено трофейное оборудование взамен отправленного во время войны на Урал и в Москву. Предстояло перевезти с товарных станций и из порта на завод многотонные грузы — сотни станков и различной оснастки. Ни машин, ни горючего не было. Было принято решение использовать водные артерии и городской трамвай. На набережной построили пирс для причала барж, от пирса до завода проложили трамвайную ветку. В течение июня - июля на завод поставили 451 единицу оборудования и 2233 ящика с материалами.

Интенсивное пополнение станочного парка вызвало авральную обстановку. Под открытым небом могло оказаться оборудование огромной ценности. Нужно было срочно готовить помещения, монтировать и сдавать в эксплуатацию станки.

Жить и трудиться приходилось еще по законам военного времени. На время приемки оборудования все виды отпусков для работников завода без личного  разрешения директора отменялись. До наступления холодов предстояло привести в порядок котельную, паропровод, водопровод, электрохозяйство. Проверки и ремонта требовали все коммуникации.

Была проведена инвентаризация всего хозяйства, оставшегося от довоенного «Электроприбора» и того, что приобреталось вновь. В июле 1945 года начались восстановительные работы в корпусе «Г» для размещения в нем основных цехов. Приступили к созданию новых цехов и расширению старых: заготовительного, малярного, автоматно-револьверного, штамповочной мастерской, земельной лаборатории.

Осмотр станков   

Но самым страшным последствием войны оказалась невосполнимая потеря людей. Завод был обеспечен кадрами только на половину от требуемой численности. В сентябре 1945 года на завод пришли 800 демобилизованных инвалидов войны, но они еще только начинали проходить обучение.

По мере расширения производства и увеличения плановых заданий, проблема кадров становилась все острее. Квалифицированные специалисты шли работать туда, где могли получить жилье. Поэтому вопросы улучшения жилищных условий были в центре внимания руководителей завода. Летом 1946 года «Электроприбору» разрешили восстановить два дома на Кировском проспекте, разрушенных в войну. Несколько позже дали еще один дом – на Шишмаревском проспекте в Новой деревне. Но это было каплей в море – слишком много кадровых работников ютились у родных, друзей, снимали угол. У начальника производственного отдела койка стояла прямо в служебном кабинете.

Большого внимания требовало и собственное подсобное хозяйство завода. Под огороды для работников завода был отведен участок в Лигове. Но прежде чем начать его использование, пришлось организовывать разминирование.

Но не только свои заботы волновали электроприборовцев. Оказание помощи другим стало нашей традицией. Работы по возрождению района, восстановление подземных коммуникаций города, шефство над школами и колхозами, и многое, многое другое. Строили и ремонтировали, направляли строительный материал и инструмент, отдавали даже некоторую мебель и книги – делились всем, чем могли.

Возродившись после войны, «Электроприбор» стал намного мощнее, чем был раньше. В развитии техники, в том числе и приборного оснащения флота, за 1941-1945 годы был сделан значительный скачок. Но для дальнейшего развития отрасли оказалось недостаточно той научной базы, которая была накоплена до войны.

Созданное в 1942 году на базе «Электроприбора» Московское СКБ НКСП уже не могло справиться с таким огромным объемом работ и новыми задачами. И именно для решения этих новых задач на новом научно-техническом уровне  13 июня 1945 года   был образован Ленинградский филиал СКБ НКСП, главной задачей которого стала разработка приборов управления стрельбой корабельной и береговой артиллерии ВМФ.

Филиалу были переданы четвертые этажи заводских корпусов «А» и «Б». Его коллектив в основном состоял из конструкторов бывшего отдела №4 завода, демобилизованных из армии, а также частично эвакуированных из Москвы и Свердловска.

Условия работы молодого филиала были трудными: перебои в снабжении, холод (некоторые помещения отапливались буржуйками), отсутствие у большинства сотрудников жилья. Но это не снижало творческого энтузиазма конструкторов.

Филиал СКБ стал желанным «квартирантом» для «Электроприбора». С заводом конструкторский коллектив связывали общие государственные интересы. Такое соседство способствовало тесному контакту науки и производства, успешному выполнению программы первых послевоенных лет.

Начиная с 1945 года завод «Электроприбор» почти полностью был занят изготовлением заказов, разработанных Ленинградским филиалом  СКБ НКСП.

В 1949 году Ленинградский филиал был преобразован в самостоятельное учреждение – Научно-исследовательский институт. И уже к началу 1950-х годов институт и завод представляли собой мощную проектно-конструкторскую и производственную организацию, способную решать самые сложные научно-технические и производственные проблемы.

А дальше — дальше наши изделия и комплексы побывали на Полюсе, в кругосветках и в космосе, их создатели заслужили множество премий и наград и вывели развитие нашей техники на качественно новый, в том числе и мировой уровень.  

Давайте подытожим  – в 1927 году был создан первый в СССР завод электроизмерительных приборов «Электроприбор», обеспечивавший первые советские программы создания современного флота и изготовление аппаратуры для боевых кораблей. Это отправная точка нашей истории. А в 1945 году на базе «Электроприбора» был образован Ленинградский филиал Специального конструкторского бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности – второе рождение нашей организации, восстановление из пепла послевоенных лет на совершенно новом научном уровне – и именно с 75-летием этого славного события я поздравляю сегодня всех Электроприборовцев!

Т.В.Панич, руководитель музея предприятия



Возврат к списку

В начало страницы
В начало
страницы